Социальная сеть: что следует за happy end’ом?

Автор фото: Архив «ДП»
Игра для социальных сетей Ферма

Интернет уже давно служит местом встреч работников и работодателей. Правда, последствия этих встреч в последнее время тоже нередко оказываются на просторах Сети…

В 2010 году, в преддверии Berlin Fashion Week, культовый бренд Hugo Boss объявил о том, что будет искать моделей через Интернет. Если даже Louis Vuitton и Victoria’s Secret готовы нанимать манекенщиц через Сеть, что уж говорить об остальных компаниях... Интернет превратился в гигантскую базу, в которой отыщутся практически любые вакансии и самые нетривиальные резюме. Впрочем, долгожданная встреча с работой своей мечты в Интернете – это как финальный поцелуй в конце диснеевского мультфильма, после которого экран, по идее, затемняется, оставляя зрителей с непоколебимой верой в счастливое будущее героев. Однако развитие социальных сетей возможностей для затемнения не предусматривает, и будущее “Золушки” вопреки пожеланиям работодателя тоже оказывается как на ладони.
 Социальные сети способны рассказать не только о личной жизни человека, но и эксгумировать нежелательные реалии из жизни целой компании. Свобода создавать сообщества в соцсети приводит к тому, что сотрудники, недовольные своим положением или общим положением дел, начинают буквально выносить сор из избы. Для этого создается сообщество (в названии которого непременно фигурирует насоливший работнику бренд), в котором начинается активное обсуждение не только новостей фирмы, но еще и внутрикорпоративных проблем, низких зарплат, трудностей с графиками отпусков и так далее, и так далее… Достаться может и конкретным руководителям, которые зачастую вообще не подозревают о том, что в Сети появилось несколько сообществ их компании. Подобная "антипропаганда", как ни удивительно, может существенно навредить имиджу работодателя, поскольку никакая официальная информация и никакие сладостные посулы потенциальным работникам не смогут нивелировать впечатления, произведенного гласом сотрудника, отчаянно вопиющего на сетевых просторах.
 Соцсеть – идеальная площадка для высказывания негатива. Закономерно, что в Интернет люди публикуют претензии уже тогда, когда в недрах компании проблему разрешить не удалось. Но если откреститься от недовольного сотрудника в стенах офиса еще как-то возможно, то махнуть рукой на онлайн-обсуждение, к которому присоединяется все больше недовольных, уже не так легко, поскольку любая резонансная дискуссия становится достоянием сетевой общественности еще до того, как ошарашенный работодатель успевает понять, что вообще происходит.
 Угрозами заставлять "лидеров сетевых оппозиций" прикрыть лавочку – не выход, поскольку внимание к ним уже приковано, и в случае увольнения на компанию выльется такое количество негатива, что разгребать последствия придется еще ой как долго.
 Умудренные опытом руководители рекомендуют коллегам, обнаружившим подобные корпоративные сообщества, первым делом определить администраторов группы и попробовать наладить с ними диалог. Лучше – в реальности, в стенах компании. Оптимальный вариант – все-таки внимательно выслушать людей и постараться разобраться в сути проблемы.
 Следующий шаг – переманить недовольных на свою сторону. Этот ход часто используют школьные учителя: не имея возможности урезонить самых дерзких хулиганов, они обращаются к задирам за помощью, поручая им, скажем, следить за порядком, организовывать класс, словом, демонстрируют негласным лидерам особое доверие. Негативно настроенных сотрудников также можно привлечь к решению обсуждаемых проблем, наделить их дополнительными полномочиями, позволяющими активнее участвовать в общественной и корпоративной жизни, выносить на обсуждение определенные предложения, выступать перед руководством с инициативами и так далее.
 Третий вариант снизить накал виртуальных страстей – ввести в сообщество или в группу позитивно настроенных сотрудников, которые будут наравне с возмущенными коллегами деликатно, но энергично поддерживать имидж бренда, представляя противоположную точку зрения. Это гораздо действеннее, чем попытки руководства самостоятельно вмешаться в обсуждение с репликами "все неправда" или, еще хуже, с официальными заявлениями, обвинениями и опровержениями. Официоз почти наверняка будет отторгнут общественностью, в то время как осторожный голос сотрудника, спокойно и внятно излагающего факты, скорее будет услышан и принят к сведению.
 Параллельно руководство может воспользоваться сообществом как площадкой для обсуждения насущных вопросов – но именно обсуждения, а не нападения и обвинения сотрудников, поскольку подобный ход окончательно похоронит имидж бренда.