Интернет уже давно служит местом встреч работников и работодателей. Правда, последствия этих встреч в последнее время тоже нередко оказываются на просторах Сети…
В 2010 году, в преддверии Berlin Fashion Week, культовый бренд Hugo Boss объявил о том, что будет искать моделей через Интернет. Если даже Louis Vuitton и Victoria’s Secret готовы нанимать манекенщиц через Сеть, что уж говорить об остальных компаниях... Интернет превратился в гигантскую базу, в которой отыщутся практически любые вакансии и самые нетривиальные резюме. Впрочем, долгожданная встреча с работой своей мечты в Интернете – это как финальный поцелуй в конце диснеевского мультфильма, после которого экран, по идее, затемняется, оставляя зрителей с непоколебимой верой в счастливое будущее героев. Однако развитие социальных сетей возможностей для затемнения не предусматривает, и будущее “Золушки” вопреки пожеланиям работодателя тоже оказывается как на ладони.
Социальные сети способны рассказать не только о личной жизни человека, но и эксгумировать нежелательные реалии из жизни целой компании. Свобода создавать сообщества в соцсети приводит к тому, что сотрудники, недовольные своим положением или общим положением дел, начинают буквально выносить сор из избы. Для этого создается сообщество (в названии которого непременно фигурирует насоливший работнику бренд), в котором начинается активное обсуждение не только новостей фирмы, но еще и внутрикорпоративных проблем, низких зарплат, трудностей с графиками отпусков и так далее, и так далее… Достаться может и конкретным руководителям, которые зачастую вообще не подозревают о том, что в Сети появилось несколько сообществ их компании. Подобная "антипропаганда", как ни удивительно, может существенно навредить имиджу работодателя, поскольку никакая официальная информация и никакие сладостные посулы потенциальным работникам не смогут нивелировать впечатления, произведенного гласом сотрудника, отчаянно вопиющего на сетевых просторах.
Соцсеть – идеальная площадка для высказывания негатива. Закономерно, что в Интернет люди публикуют претензии уже тогда, когда в недрах компании проблему разрешить не удалось. Но если откреститься от недовольного сотрудника в стенах офиса еще как-то возможно, то махнуть рукой на онлайн-обсуждение, к которому присоединяется все больше недовольных, уже не так легко, поскольку любая резонансная дискуссия становится достоянием сетевой общественности еще до того, как ошарашенный работодатель успевает понять, что вообще происходит.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Встреча интернет-блогеров с главой администрацией Фрунзенского района Терентием Мещеряковым.
Читайте также:
63% российских работодателей боятся социальных сетей
Угрозами заставлять "лидеров сетевых оппозиций" прикрыть лавочку – не выход, поскольку внимание к ним уже приковано, и в случае увольнения на компанию выльется такое количество негатива, что разгребать последствия придется еще ой как долго.
Умудренные опытом руководители рекомендуют коллегам, обнаружившим подобные корпоративные сообщества, первым делом определить администраторов группы и попробовать наладить с ними диалог. Лучше – в реальности, в стенах компании. Оптимальный вариант – все-таки внимательно выслушать людей и постараться разобраться в сути проблемы.
Следующий шаг – переманить недовольных на свою сторону. Этот ход часто используют школьные учителя: не имея возможности урезонить самых дерзких хулиганов, они обращаются к задирам за помощью, поручая им, скажем, следить за порядком, организовывать класс, словом, демонстрируют негласным лидерам особое доверие. Негативно настроенных сотрудников также можно привлечь к решению обсуждаемых проблем, наделить их дополнительными полномочиями, позволяющими активнее участвовать в общественной и корпоративной жизни, выносить на обсуждение определенные предложения, выступать перед руководством с инициативами и так далее.
Третий вариант снизить накал виртуальных страстей – ввести в сообщество или в группу позитивно настроенных сотрудников, которые будут наравне с возмущенными коллегами деликатно, но энергично поддерживать имидж бренда, представляя противоположную точку зрения. Это гораздо действеннее, чем попытки руководства самостоятельно вмешаться в обсуждение с репликами "все неправда" или, еще хуже, с официальными заявлениями, обвинениями и опровержениями. Официоз почти наверняка будет отторгнут общественностью, в то время как осторожный голос сотрудника, спокойно и внятно излагающего факты, скорее будет услышан и принят к сведению.
Параллельно руководство может воспользоваться сообществом как площадкой для обсуждения насущных вопросов – но именно обсуждения, а не нападения и обвинения сотрудников, поскольку подобный ход окончательно похоронит имидж бренда.