Рабочие задвигались активнее

Автор фото: Спицын Михаил
Забастовка на заводе Форд во Всеволожском районе, Ленинградская область. Митинг, протест, акция, лозунг, бастующие, участники, толпа, народ.

Курс на модернизацию обернулся ростом профсоюзной активности. Перед выборами трудовые споры могут принести работодателям не только убытки, но и потерю контроля над компанией.

Глобальный институт McKinsey исследует динамику производительности труда в России с 1999 года. По этому показателю Россия в 3–4 раза отстает от уровня развитых стран. Неэффективная организация труда - главная причина отставания, отмечают в McKinsey. На втором месте - использование устаревшего оборудования и неэффективных технологий. Идею модернизации экономики президент РФ Дмитрий Медведев поставил во главу угла. Премьер Владимир Путин конкретизировал задачу, к 2020 году производительность труда в основных отраслях экономики должна возрасти в 4 раза.
Стремление менеджмента повысить эффективность бизнеса наталкивается на сопротивление трудящихся. В предвыборные годы политики охотно реагируют на волнения рабочих. Накануне предыдущих выборов акции протеста проходили в основном на обосновавшихся в Петербурге иностранных предприятиях - Ford, General Motors, Coca–Cola, Heineken. Это не удивительно, иностранцы не только вкладывают средства в модернизацию или строительство нового производства, но и внедряют западные стандарты управления, где главным мерилом эффективности деятельности считается производительность труда, выработка на одного работника.
Предвыборной осенью этого года профсоюзная активность снова возросла. Например, часть рабочих петербургского завода General Motors недовольна решением менеджмента увеличить с начала октября продолжительность рабочей смены с 8 до 10 часов, чтобы полностью загрузить производственные мощности - 98 тыс. авто в год. Это не противоречит российскому законодательству, которое устанавливает 40–часовую рабочую неделю. "Работники будут 4 дня работать и 3 отдыхать", - поясняют в "Дженерал Моторс Россия".
Часть сотрудников ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС), в оперативном управлении которого находится реконструируемый аэропорт Пулково, тоже недовольна оптимизацией организационной структуры, в результате которой ликвидируется часть рабочих мест.
"Мы сократили некоторые функции службы главного механика, передав их аутсорсинговой компании", - объясняет руководитель службы организационного развития ВВСС Елена Глебова. Эти меры позволяют экономить примерно 36 млн рублей в год. Еще одно требование трудящихся - повышение заработной платы, которая не менялась с 2010 года, хотя объем перевозок растет.
"По концессионному соглашению мы не могли изменять условия оплаты труда работникам в течение года", - поясняет Елена Глебова. По ее словам, с 29 апреля этого года доходы большей части работников (60%) уже увеличены в среднем на 10%, зарплата остальных будет проиндексирована до конца года. После проведения акции протеста гендиректор ВВСС Сергей Эмдин пообещал увеличить доходы работников на 5% в декабре этого года. В случаях, когда работодатель не справляется, в конфликт вмешивается государство. И перед выборами, когда властям не нужны лишние волнения среди электората, это становится особенно заметно.
Так, профсоюз ОАО "Балтийский завод" хотел провести 12 октября митинг, требуя погасить задолженность по зарплате. Накануне на завод по поручению Владимира Путина прибыл вице–премьер Дмитрий Козак и все уладил. "Долги по зарплате за сентябрь уже погашены", - говорит председатель профкома завода Вячеслав Фирюлин. Кроме того, верфь, оставшись формально в собственности Объединенной промышленной корпорации экс–сенатора Сергея Пугачева, досрочно перешла под контроль государственной Объединенной судостроительной корпорации.
Похоже, следующий на очереди - Пролетарский завод, входящий в фингруппу Александра Гительсона. "Завод в тяжелейшем состоянии. Решаем проблему путем переговоров в том числе с руководителями страны", - говорит председатель федерации независимых профсоюзов Петербурга и области Владимир Дербин.