Владельцы порта Силламяэ в Эстонии, петербургские предприниматели Андрей Катков и Евгений Малов и бывший премьер-министр Эстонии Тийт Вяхи привлекли к развитию инфраструктуры порта Европарламент, который профинансировал строительство на территории порта приграничной зоны для грузового автотранспорта.
Силламяэ находится в 25 км от границы России с ЕС и является портом типа лэндлорд (инвестирующий в развитие инфраструктуры и сдающий землю в долгосрочную аренду независимым операторам). Вся земля территории порта составляет свыше 650 га.
Владельцами 50% акций Sillamae AS являются совладельцы крупного российского нефтетрейдера группы "Кинэкс", Андрей Катков и Евгений Малов. Второй пакет акций принадлежит председателю совета акционерного общества Silmet Grupp экс премьер-министру Эстонии Тийту Вяхи.
Порт Силламяэ открылся в 2005 году. Последние годы он постепенно наращивает грузооборот. В 2009 году эта цифра была 2,5 млн тонн, в 2010 году показатель вырос на 40% до 3,5 млн тонн. По словам директора по маркетингу порта Андрея Бирова, в этом году ожидается грузооборот порядка 4,2 млн тонн, недавно показатель перевалил отметку три млн тонн.
Рост грузооборота, продажа Тийтом Вяхе в апреле этого года 90% акций принадлежащего ему предприятия по переработке редкоземельных металлов Silmet американской фирме Molycorp (сумма сделки около 63 млн евро), а также поддержка Европарламента позволяет владельцам вкладывать деньги в развитие инфраструктуры порта.
Читайте также:
Россия швартует порты Эстонии
Сейчас на территории порта действуют семь терминалов:
Аlexela Sillamae - светлые и темные нефтепродукты, мощность 10 млн тонн в год.
Tankchem/Eurochem - терминал по перевалке жидких химических и нефтехимических продуктов, объем перевалки до 1 млн тонн в год
Baltic Chemical Terminal (BCT) - терминал по перевалке жидких удобрений и аммиака, объем перевалки 1,7 млн тонн в год
Silsteve - сланцевое масло и темные нефтепродукты, мощность до 500 тыс тонн в год
Silsteve - генеральные грузы, мощность до 1,5 млн в год
Silsteve - новые автомобили
Silsteve - пассажирский и po-po терминал.
К 2013 году в порту планируется запустить контейнерный терминал. По предварительным расчетам, его стоимость составит порядка 30 млн евро.
Второго сентября в порту открылась приграничная парковочная зона для грузового автотранспорта. Парковка площадью почти 10 га рассчитана на 464 грузовика и находится рядом с шоссе Таллинн-Нарва. На территории расположены заграждения, обслуживающее здание, оснащенное всем необходимым для работы таможни, действует система электронной очереди пересечения границы, место в которой можно забронировать по интернету или sms.
Стоимость строительства парковочной зоны составила 2,47 млн евро. Почти половину этой суммы, 1,15 млн евро, составляют деньги, выделенные порту Силламяэ Европарламентом.
По словам экспертов, ЕС уже инвестировало в строительство подобных парковок в Латвии, Литве и других странах. Создание безопасных и комфортабельных зон отдыха является одним из долгосрочных приоритетов Евросоюза. "Парковка поможет разгрузить поток автомобилей на границе, позитивно скажется на безопасности дорожного движения, обеспечит сохранность груза и соблюдение водителями режима отдыха",- считает комиссар по транспорту Евросоюза Сийм Калласс.
На фото: Парковка для грузового транспорта
Фактически, парковка для грузового автотранспорта является отдельным бизнесом, который владельцы планируют развивать на территории порта. 90% грузов приходит в Силламяэ по железной дороге. Автотранспортом доставляется лишь незначительная часть.
Стоимость места на парковке для грузового автомобиля составляет порядка 490 рублей. По оценке директора агентства Infranews Алексея Безбородова ежегодно из Таллина в Нарву проходит около 30 тыс койнтейнеровозов, такое же количество обратно, то есть в среднем ежедневно по трассе Таллин-Нарва проходит порядка 160 грузовых автомобилей, которые смогут останавливаться и оформлять таможенные документы в порту Силламяэ.
Министр внутренних дел Эстонии Кен Марти Вахер обратил внимание представителей СМИ на то, что после запуска первого августа системы электронного бронирования мест в очереди, ей пользуется порядка 50% водителей. "Система действует недавно, и у Эстонии не было возможности учиться ее применять. Однако если раньше время ожидания на границе для грузовиков составляло четыре- пять суток, сейчас удалось сократить его до 25 часов",- заявил он.
Система имеет ряд недостатков. К примеру, если водитель автомобиля получил номер в электронной очереди и уехал, его место не может занять автомобиль, стоящий сзади. Это сделано, чтобы исключить возможность продажи мест. Однако удлиняет время простоя на границе.
Беспрепятственному проезду большегрузного транспорта через границу мешает и несогласованность в работе эстонской и российской таможни, низкая пропускная способность последней.
Директор по маркетингу порта Силламяэ Андрей Биров рассказал, что российская таможня пропускает за день 70 грузовиков, хотя может пропускать 150. "Проблема здесь не в Эстонии",- считает он.
Замминистра транспорта РФ Николай Асаул подтвердил, что сложности пересечения границы между Россией и Эстонией существуют уже много лет: встречаются недобросовестные перевозчики, товарополучатели. Помимо этого, проблема заключается и в несовершенстве оборудования пропускных пунктов таможни. Похоже, в ближайшее время, соглашения о совместном таможенном контроле между странами ждать не стоит. И парковка лишь улучшит условия ожидания пропуска через границу.
Эксперты отмечают, что полностью решить проблемы с простоями на границе, парковка не сможет, но поможет укрепить отношения между Россией и Эстонией. "Строительство способствует товарообмену между двумя экономическими пространствами- ЕС и СНГ- и развитию политического диалога", - считает председатель совета акционерного общества Silmet Grupp, бывший премьер-министр Эстонии Тийт Вяхи.