12:2811 августа 201112:28
52просмотров
12:2811 августа 2011
По данным профильного комитета Администрации Санкт-Петербурга, в 2009 году город образовал более 8 млн. куб.м. твердых бытовых отходов. Из них примерно 60 % образуется в домовладениях, остальная часть - это коммерческие отходы (отходы, образуемые в сфере малого бизнеса, торговле, строительных и промышленных предприятиях и организациях). Бытовые отходы вывозятся на три обустроенные полигона и заводы по механизированной переработке бытовых отходов МПБО-1 и МПБО-2.
По данным профильного комитета Администрации Санкт-Петербурга, в 2009 году город образовал более 8 млн. куб.м. твердых бытовых отходов. Из них примерно 60 % образуется в домовладениях, остальная часть - это коммерческие отходы (отходы, образуемые в сфере малого бизнеса, торговле, строительных и промышленных предприятиях и организациях). Бытовые отходы вывозятся на три обустроенные полигона и заводы по механизированной переработке бытовых отходов МПБО-1 и МПБО-2. Примерно 30% бытовых отходов города перерабатывается на заводах МПБО-1 и МПБО-2.
Два из трех полигонов города располагаются на территории области. Городские власти отмечают ограниченную вместимость имеющихся полигонов по захоронению ТБО и сложность в организации новых полигонов в Ленинградской области.
В ближайшее время система обращения с отходами в Санкт-Петербурге и Ленинградской области будет обновлена благодаря региональным властям.
В ближайшее время система обращения с отходами в Санкт-Петербурге и Ленинградской области будет обновлена благодаря региональным властям.
Сегодня, взаимоотношения между компаниями-образователями отходов, специализированными перевозчиками и объектами конечного размещения отходов (например, полигон «Красный Бор», полигоны по приему твердых бытовых отходов) регулируются федеральным законом № 89-ФЗ «Об обращении с отходами производства и потребления» и развивающими его постановлениями Правительства РФ и приказами Минприроды.
Тем не менее, Минэкономразвития и Минприроды России, выполняя указания Правительства по обновлению системы федеральных законов в экологической сфере, подготовили законопроект "О внесении изменений в ФЗ "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты РФ (в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами)".
Ключевым положением законопроекта является перенос ответственности с уровня местных муниципалитетов на уровень субъектов федерации. В настоящее время местные власти отвечают за организацию потоков отходов от урны до полигона (или перерабатывающего комплекса), а также за внедрение экологически безопасных технологий раздельного сбора отходов для их дальнейшей переработки. Будущая схема столкнет местные власти лицом к лицу с проблемами работы свалок и полигонов. По словам управляющего партнера «Северо-Западного Юридического центра» Владимира Комарова, при нововведении обеспечение мер экологической безопасности будет слишком затратным, а привлечение инвестиций и финансовая эффективность работы объектов размещения отходов потребуют межмуниципального взаимодействия.
Создание полигона захоронения отходов, мусоросжигательного завода или инфраструктуры по переработке вторичного сырья, требуют не только значительных инвестиций, но и наличия необходимых площадей и территорий, удовлетворяющих геологическим, экологическим и другим требованиям. Эксперты Минприроды полагают, что муниципальные власти практически не справляются с установленными обязанностями (за исключением Москвы и Московской области, единичных примеров в Санкт-Петербурге и других регионах). На местах отсутствуют четко оформленные системы управления потоками отходов, обеспечивающие возможность для их переработки и вторичного использования.
Текущая ситуация во многом выгодна самим муниципалам: помимо поступления в их бюджеты 60% от платы за негативное воздействие на окружающую среду предприятий, находящихся на конкретных территориях и не имеющих возможности экономить на экологически безопасном захоронении (обезвреживании, переработке) отходов, операторы муниципальных свалок заинтересованы в постоянно высоких объемах отходов, попадающих на свалки. Таким образом, региональные власти в перспективе могут получить полномочия, меняющие систему взаимоотношений между перевозчиками отходов, владельцами полигонов и муниципалитетами. Это может быть организация использования и утилизации коммунальных (бытовых) и промышленных отходов, организация захоронения коммунальных (бытовых) отходов, организация проектирования и строительства объектов использования, обезвреживания и захоронения отходов.
Также, местным властям предполагается оставить вопросы сбора и вывоза отходов и установление удельных нормативов образования отходов для населения. Новая система отношений не ограничивается распределением ответственности между уровнями власти. В перспективе, региональные экологические службы получат право на утверждение экологической документации (в частности, лимитов на размещение отходов) для объектов, не относящихся к исключительной компетенции Росприроднадзора. Им же передается право утверждения и периодического обновления балансовых схем образования, сбора, транспортирования, использования, обезвреживания и экологически безопасного размещения отходов.
Для тех предприятий и организаций, которые заключают договоры о размещении отходов на свалках и полигонах, в законопроекте предусмотрено важное и крайне приятное новшество: при размещении отходов на объектах, отвечающих всем экологическим требованиям и включенным в Государственный реестр объектов размещения отходов, ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении данных отходов будет равняться нулю.
По информации официального сайта Департамента Росприроднадзора по СЗФО, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области к ним относятся 24 объекта, из них только 3 находятся на удалении до 50 км от центра города и ориентированы на прием твердых бытовых отходов. Таким образом, принятие законопроекта в будущем создаст условия для резкого изменения условий работы на рынке обращения с бытовыми отходами населения.