Как воруют деньги с банковских карт и как их возвращают

Автор фото: Итар-Тасс

В России каждый год совершается 1,2 трлн операций с банковскими картами, при этом не менее 100 тыс. человек, по мнению экспертов, становятся жертвами мошенников.

В марте 2011 года в Госдуму внесли законопроект об уголовной ответственности за мошенничество с банковскими картами. Из пояснительной записки к документу следует, что в 2009 году потери по платежным картам в России превысили 1 млрд рублей, за 6 месяцев 2009 года зарегистрировано 3661 преступление с картами. Внес законопроект председатель Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. По его словам, статистика сильно приукрашивает реальность: уголовные дела заводятся всего в 5 % случаев.
Валерий Меснянкин, топ-менеджер одной из компаний, работал, как обычно, у себя в офисе. Вдруг ему пришло sms, что с банковского счета в его банке снято 20 тыс. рублей. Он тут же стал звонить в банк, чтобы узнать, в чем дело. Автоответчик ласково рассказывал об услугах банка, потом долго перечислял, в каких случаях какую кнопку нажимать. А sms продолжали приходить: 20 тыс., 20 тыс., 20 тыс… Прежде чем карту удалось заблокировать, со счета утекло 120 тыс. рублей. "Я написал претензию в банк: деньги сняты со счета мошенническим способом. Карта не была утеряна, никому не передавалась, пин-код даже нигде не был записан. Банк взял паузу на 90 дней, якобы для расследования. Но я знаю, что никакого разбирательства они не проводили", - вспоминает Валерий. Через 3 месяца банк ответил, что деньги сняты в банкомате чужого банка на станции метро "Гостиный двор", пин-код был введен верно с первого раза, поэтому банк денег не вернет.
Таких горестных историй можно отыскать множество. Банкиры на эти темы, как правило, говорят куда менее эмоционально.
"По правилам платежных систем правильное введение кода приравнивается к собственноручной подписи клиента", - говорит Александр Конышков, директор регионального центра "Северо-Западный" Райффайзенбанка.
Вопрос возврата денег - самый острый в таких случаях. Юрист Дмитрий (на специальных интернет-форумах известный как Дмитрий 29), который отстоял интересы 10 клиентов в баталиях с банками, считает, что существующие законы однозначно защищают интересы клиента. "Банк должен сначала вернуть деньги на счет, а потом доказывать недобросовестность клиента, если считает, что она имела место", - уверен Дмитрий. На практике, по его словам, банки стремятся как можно дольше затянуть разбирательство в расчете на то, что рано или поздно клиент сдастся.
Банкиры отмечают, что ситуация на самом деле сложнее. Вопрос возврата денег регулируется не только договором.

Упомянутый топ-менеджер Валерий ответами банка не удовлетворился и обратился в суд. "Я принес судье все доказательства, какие мог: банковскую карту; показания свидетелей - моих коллег, которые подтвердили, что я был в офисе, карта была при мне, а операции со счетом совершились; распечатки телефонных звонков, что я звонил в банк и блокировал карту. Основная стратегия юриста банка (которая, как ни странно, исправно ходила на все заседания) заключалась в том, чтобы намекать, что я сам передал карту своему сообщнику, а теперь пытаюсь обмануть банк. Говорить это прямо она не могла, потому что тогда надо было бы искать доказательства. Поэтому судья принял мою сторону", - рассказывает Валерий. На судебное разбирательство ушел год.
Чаще всего мошенники снимают деньги со счетов с помощью поддельных банковских карт. Изготовить фальшивый дубликат карты, как оказывается, не сложно.

"Берется обычная фотопленка, особым образом надрезается. В нее вставляется считыватель информации, - рассказывает Константин Нечаев, специалист по обслуживанию банкоматов. - Другой способ: тоже из фотопленки делается петля и устанавливается в кардридер - приемник банковской карты. Владелец карты не может получить ее обратно, потому что она застревает в петле. А тот, кто петлю установил, подходит и забирает карту, а затем расплачивается ею в POS-терминалах, где не нужно вводить пин-код".

Более продвинутый способ кражи информации с карты - установка магнитных пластин в кардридер или на клавиатуру банкомата. "С помощью магнита считывается информация с карты, а потом на основе этих данных изготавливаются паленые карты", - рассказывает Александр Стаценко, специалист по обслуживанию банкоматов.

Впрочем, лишиться данных о карте можно и проще.

"Одна из привычных, но рискованных операций - оплата счета в ресторане с помощью банковской карты, если карту уносят от клиента. В этом случае с нее можно списать все данные. Правильно, когда мобильный терминал приносят к столу и все операции с карточкой происходят на глазах у клиента, - говорит Александр Конышков. - Не менее рискованными могут оказаться операции в торговых сетях таких стран, как Болгария, Турция, Таиланд, Украина".

По словам Александра, самая простая и доступная каждому мера предосторожности - разделить карты на карты ежедневного использования и карты для оплаты в Интернете. На каждой из них стоит хранить средств не больше, чем планируется потратить. Тогда риск несанкционированного списания существенно снижается. Не менее доступный способ обезопасить себя - не пренебрегать осторожностью при вводе пин-кода и элементарно прикрывать его от посторонних глаз.