11:1522 февраля 201111:15
33просмотров
11:1522 февраля 2011
Создать новый образовательный стандарт не получилось, хотя такой опыт — хороший опыт, считает ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолий Каспржак.
"С моей точки зрения, это концепция, а не
стандарт", — высказал свое мнение в отношении обсуждаемого
образовательного стандарта Анатолий Каспржак в интервью корреспонденту РИА
"Новости".
По его мнению, стандарт — это отточенная регламентация
условий, то есть обязательств государства, а в новом стандарте не написано, что
государство за это отвечает. Должны быть также обозначены результаты.
"Причем, — замечает эксперт, — обозначенные так, чтобы они были
понятны и педагогу, и родителю, и ученику, всем потребителям образовательной
услуги, что они должны сделать, для того, чтобы…"
Но и этого в новом стандарте нет. "Если вы почитаете
документ, во–первых, вы мало что поймете, потому что даже специалист там с
трудом разберется. Я 35 лет проработал в школе, и я, читая этот стандарт,
далеко не все понимаю. Я представляю, что будет, если это возьмет обыкновенная
мама или папа и будут принимать на основании этого документа какие–то решения
относительно жизненных перспектив своего ребенка. А ведь обучение в старшей
школе — это в какой–то степени определение жизненных перспектив", — говорит
Анатолий Каспржак.
Еще один недостаток документа как стандарта ректор видит в
том, что в нем есть предметные, метапредметные и личностные результаты.
"Кто будет против того, чтобы выпускник школы был честным, любил свою родину и
так далее. Но если мы это записали в результаты, значит, все это надо как–то
мерить. Правда, в этом же стандарте написано, что мерить не надо, но тогда не
записывайте в результаты, запишите в цели", — комментирует эксперт.
На вопрос РИА "Новости" о том, что думает ректор о таких
обязательных предметах, как ОБЖ и физкультура, Анатолий Каспржак ответил, что
решать проблемы страны за счет предметов — это давняя традиция российской
школы. "При Сталине в учебном плане была "Логика", — поясняет он. —
Видимо, историческая память Иосифа Виссарионовича сработала в сторону гимназии
или духовной семинарии, в которой он учился. Потом, когда в СССР начались
проблемы с семьей, в плане советской школы, по–моему времен Горбачева, появилась
"Этика и психология семейной жизни". Количество разводов от этого не изменилось.
В ельцинские времена появляется "Экономика". С экономикой у нас как было,
так и есть. Попытка решить за счет введения предмета никогда не приводила в
желаемому результату. Может быть, содержание изменить? Может быть, мы по–другому
будем проходить литературу, историю, географию".
Что касается физкультуры, то ректор уверен: три часа
физкультуры не будут лишними в современной школе. "Но для того, чтобы их ввести,
надо перестроить все залы, оборудовать их душевыми, потому что современная
шестнадцатилетняя девушка вряд ли пойдет на физкультуру, если после этого
предмета она не сможет помыться. Будут ежедневные временные освобождения. Мы
прекрасно знаем, как на двух часах физкультуры два человека занимаются, а
остальные сидят на лавочке. Ну, будут три часа сидеть. В развитых странах
физкультура вообще проводится в виде секций. Что касается ОБЖ, этот предмет
вообще хотелось бы проходить в подростковой школе, где дети будут это делать с
удовольствием", — считает Анатолий Каспржак.