Очистить чакры оргструктуры

Информация для компании -- как жизненная энергия для человека: от того, насколько свободно она движется по организму, зависит его здоровье. В случае с компанией -- успех ее деятельности.

Специалист в области лидерства Айра Шалефф считает, что за последние десятилетия в компаниях произошли важные изменения с точки зрения распределения информации. Теперь значительный ее объем накапливается на низших и средних уровнях иерархии, а значит, руководители становятся все более зависимыми в этом плане от подчиненных. Чтобы наладить эффективный поток информации снизу вверх, для начала нужно определить барьеры, которые препятствуют такому движению.
Один из них, по мнению Айры Шалеффа, -- искажение информации, передающейся по цепочке. Несмотря на то что этот факт ни для кого не секрет, тем не менее многие организации до сих пор не уделяют ему должного значения. Другой барьер -- иерархические отношения. Даже когда у работников низшей ступени есть возможность докладывать руководству о ситуации так, как они ее видят, в процесс вмешивается культурный аспект, то есть некоторые негласные правила поведения по отношению к человеку, занимающему более высокое положение. До тех пор пока в организационной культуре не будет уделяться большее значение предоставлению наиболее полной и точной информации, а не соблюдению правил иерархии и субординации, руководители не будут иметь полную информацию.
Третий барьер -- корпоративная культура. Довольно часто она запрещает чрезмерную открытость и откровенность работников. Единственный способ с этим бороться -- руководитель должен хотеть изменить существующую ситуацию и всячески этому способствовать.
Например, стимулировать создание самоорганизующихся групп для решения проблем компании и следить за тем, чтобы их идеи по возможности воплощались в жизнь, а люди, которые сделали свой вклад в появление этих идей, получали достойное вознаграждение. Или внимательно относиться к мнению меньшинства. Конечно, не стоит отвергать тот основной поток информации, который вы получаете, но стоит настоять на том, чтобы услышать и мнение меньшинства. Не лишним будет сделать так, чтобы люди, находящиеся на несколько ступеней иерархии ниже вас, могли напрямую докладывать вам о волнующих их проблемах, если это важно и необходимо. Хорошо также поощрять собственное мнение работников и отмечать то, которое оказалось продуктивным. Стоит донести до сотрудников, что они тоже несут ответственность за решения руководства, что если они видят ошибочность его действий, то должны приложить максимум усилий, чтобы исправить ситуацию, а не слепо выполнять приказы. Один из сложных советов Айры Шалеффа звучит так: руководители должны избавиться от своих предрассудков. Например, если руководитель склонен избегать рисков, то он должен с удвоенным вниманием относиться к тем предложениям, которые подразумевают их. Но кроме этой есть еще большая трудность борьбы за свободное движение информации: организационная культура, подчеркивающая авторитет руководителя, может настолько ему нравиться, что он не захочет ее менять.
Айра Шалефф -- основатель и президент Executive Coaching&Consulting Associates (США). Автор книг по лидерству, самая известная из которых The Courageous Follower: Standing Up To and For Our Leaders.
Анжелика Тихонова по материалам журнала «Быть в курсе» (Открытая школа бизнеса)
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.