Что мешало экономить в прошедшем году

Автор фото: Trend

В конце 2009 года был принят закон "Об энергосбережении", а весь 2010 население страны пыталось понять, как его исполнить. "ДП" создал новую площадку, где обсуждали, как экономить ресурсы и следовать противоречивому закону.

Тема энергосбережения в прошедшем году стала не просто экономическим, но и политическим вопросом. После вступления в силу закона 261-ФЗ "Об энергосбережении" из уст первых лиц государства все чаще стали звучать призывы беречь и эффективно использовать ресурсы. Однако посыл чиновников стал непонятен тем, кому предстоит исполнять закон. Сегодня многие энергетики признают: документ сырой, непонятны механизмы его исполнения.
"Деловой Петербург" и агентство DP Media не остались в стороне от проблемы, создав новый клуб "Энергоэффективность и энергосбережение" для тех, кто готов обсудить вопросы рачительного использования ресурсов. В рамках клуба были проведены межрегиональные конференции по вопросам энергосбережения в ЖКХ и промышленности, а также ряд круглых столов.
Последним проектом клуба в этом году стала премия в области энергоэффективности, ее итоги подвели в декабре. В конкурсе приняли участие строительные компании, производители технологий, оборудования и материалов. Победителями стали четыре организации, работающие в Петербурге и Ленобласти. Награды получили: ОАО "БТК Девелопмент" за использования энергоэффективных материалов при строительстве, ООО "А.Д.Д. Инжиниринг" за проект установки по переработке попутного газа с получением готовых продуктов на месторождении, ГУП "ТЭК" за развитие когенерации (одновременного производства тепло– и электроэнергии). Последний победитель — компания ООО "СУ- 25", организовавшая автономное энергоснабжение Канонирского острова на базе альтернативного топлива.
Не обошлось на последней клубной встрече без критики закона "Об энергосбережении". Несовершенство тарифного регулирования, отсутствие диалога между бизнесом и властью, нехватка финансирования энергосберегающих программ — как решить эти проблемы обсудили петербургские энергетики, чиновники и предприниматели.
Владимир Маркин, председатель совета директоров "СУ-25":
Сейчас есть некая политическая и экономическая тенденция энергосбережения. Причем это два совершенно разных посыла. Экономическая целесообразность энергосбережения всегда была очевидна, никто от неё не отказывался. Однако сегодня видно, что политическая составляющая стала доминирующей в этом вопросе.
Если брать коммунальную энергетику, то она целиком и полностью ложиться на законодательную базу. В федеральном законе № 261-ФЗ "Об энергосбережении" много противоречий, прежде всего, в документе не прописан механизм кредитования, помогающий ресурсоснабжающим организациям ставить счетчики абонентам, как предписывает закон. Налицо конфликт: если сегодня компании начнут ставить приборы, завтра жители скажут: "Нас не устраивает ваша кредитная ставка".
Очевидно, что всем не хватает денег в направлении энергоэффективности: федеральных денег, бюджетных, муниципальных, не хватает денег инвесторов. Тем не менее, если мы заявляем, что у нас год энергоэффктивности, то нужно перейти от единичных проектов по сбережению ресурсов к массовым.
Надо признать, Петербург не самый энергоэффективный город. В городе сегодня сложно вести диалог в этом направлении. То ли это дань нашей интеллигенции, то ли традиции, которые сложились, но очевидно, что многие проекты легче реализовывать в Сибири, чем у нас. Несмотря на это сегодня в Петербурге активно разрабатываются альтернативные виды топлива: попутный газ, пропан-бутан — они имеют право на жизнь это топливо экономически обосновано и может использоваться в нашем городе.
Владимир Туркин, глава инновационного департамента ООО "А.Д.Д. Инжиниринг":
Сегодня мы ищем новые возможности для получения топлива. В частности, наша компания занимается переработкой нефтяного попутного газа. Разработанная нами технология позволяет при переработке попутного нефтяного газа получать готовые продукты: сухой очищенный газ — приблизительно то же, что природный газ, пропан-бутановая смесь — то, чем мы пользуемся на дачах в баллонах, химическое сырье — стабилизированный бензин. Проект на данный момент находится на стадии внедрения.
Финансовый потенциал попутного нефтяного газа в России 13 млрд рублей, который сгорает на факелах. Кроме того, что мы не используем выгоду, предоставленную природой, так мы ее еще и загрязняем. Владимир Путин, будучи президентом, ставил задачу утилизировать не менее 95% попутного нефтяного газа, и сейчас Дмитрий Медведев утверждает эту же цель, однако утилизируется около 45% газа. Все нефтяные компании платят растущие штрафы, мы же предлагаем отдать этот газ нам. Таким образом, получим не только выгоду для нефтяников и себя, но и для всей страны. Потенциал российской промышленности таков, что мы способны получать готовые продукты из попутного газа собственными силами, однако, нужна консолидация усилий промышленников и производителей.
Игорь Шикалов, начальник управления перспективного развития комитета по строительству СПб:
Как верно было отмечено, закон "Об энергосбережении" имеет некоторые изъяны. Документ предписывает, что во всех многоквартирных домах должны быть установлены узлы учета до 1 января 2012 года. Есть два пути установки: путем заключения энергосервисных контрактов, либо установка с рассрочкой платежа на пять лет. Самый большой вопрос: как это сделать? Каждая ресурсоснабжающая организация должна установить счетчики за собственные средства. Мы понимаем, что для массовой установки компаниям-поставщикам энергии необходимо брать кредит. Эффективная ставка по кредиту сегодня около 15%, а за пять лет прибавочная стоимость счетчика составит 75%. Жильцы готовы платить за счетчик, но не за кредит.
От Москвы мы вряд ли добьемся изменения законодательства, поэтому ведем работу через общественные организации. Очень бы хотелось получить поддержку бизнеса. Сегодня бизнес и власть работает каждый на своем берегу. Вы не довольны законодательством, и мы не довольны законодательством, так почему же не объединиться?
По поводу стандартов энергоэффективности для строителей. На Северо-Западе зарегистрировано 55 строительных СРО, половина из которых работают в Петербурге. Изначально была поставлена задача выработать качественные стандарты энергоэффективности при строительстве, но за 1,5 года я ничего не увидел. Сегодня мы дорабатываем территориально-строительные нормы энергосбережения, в разработке документов принимают участие частные компании. Предприниматели заинтересовались, поскольку этот документ нужен бизнесу. Конечно, там не будет конкретных брендов — лишь требования к энергоэффективным конструкциям. Только объединившись, мы можем найти пути исполнения федерального закона.
Дмитрий Абрамов, генеральный директор "БТК Девелопмент":
Наша компания планирует деятельность на много лет вперед, поэтому мы не вступаем ни в какие дотационные программы с городом. Максимально используем собственные котельные, применяем ветряную энергию, серую очищенную воду для канализации и другие ресурсы, которые позволяют работать изолированно.
Изучив потребности конечного покупателя, можно делать какие-либо выводы о применении энергосберегающих технологий
Есть четкие целевые показатели: сколько каждый домовладелец готов платить в месяц за все виды энергии, и сколько в общей арендной ставке арендатор может затратить на эксплуатационные расходы. В зависимости от этого строительные компании решают, применять те или иные технологии.
Кризис и принятие закона 261-ФЗ во многом оздоровили рынок. Многие компании пришли к тому, что уже на этапе формировании концепции проекта закладываются максимально эффективные технологии как строительства, так и эксплуатации. Чтобы соотношение в общей стоимости проекта было не 20% на строительство и 80% на эксплуатацию, а хотя бы 40 на 60. Расходы на эксплуатацию должны занимать меньшую долю в жизненном цикле проекта. Надо отметить, что под энергоэффективностью мы понимаем экономию всех видов ресурсов: не только воды, тепла, электричества и газа, но так же времени и площади.
Анатолий Тарасов, начальник управления перспективного развития комитета по энергетике и инженерному обеспечению СПб:
Было упомянуто, что сегодня в России не заключен ни один энергосервисный контракт, по которому одна сторона гарантирует экономию средств, а вторая компенсацию затрат благодаря полученной экономии. Проблема в том, что управляющие компании не рассматривают другие стороны в качестве полноправных партнеров, с которым делятся риски. Энергосервисные контракты и есть показатели здорового партнерства. Все хотят гарантий, но их никто не дает.
На сегодняшний день компании, проводящие мероприятия по повышению энергоэффективности, не способны взять на себя ответственность и подписаться под экономией. "Будет экономия 30%", — значится в любой брошюрке. Однако когда предлагают расписать всю экономию по годам, никто не готов!
Действительно, пробелов в федеральном законодательстве очень много. Кроме того, чтобы составить такой контракт, нужно провести энергосервисное обследование. Таким образом будут скомпенсированы риски. По результатам энергоаудита составляется программа повышения энергоэффективности и паспорт, который предоставляется в Минэнерго. Инструмент глубокий и последовательный. Но еще раз повторю: риски должны быть cкомпенсированы партнерами в равной степени.
Лев Хабачев, председатель совета директоров ОАО "ЛОЭСК":
Энергосбережение подразделяется на две части: учет и собственно мероприятия по снижению потерь ресурсов. За то и за другое деньги мы возьмем с потребителя. Тогда возникает вопрос: как мы это возьмем? Мое глубокое убеждение, что 261 закон сырой, потому что механизмы получения средств на энергосберегающие мероприятия в большинстве случаев не определены. Необходимо убрать требование установить общедомовые приборы учета счетчики к 2012 году, растянув установку на 5-7 лет. Средства на установку заложить в тарифы. Должны быть региональные программы по внедрению систем учета, распределенные по кварталам или районам и по годам. Если заложить деньги на установку счетчиков в тариф на энергию, снимается проблема процентов, о которой было сказано. Тем не менее, системы учета — не слишком капиталоемкая вещь.
Значительно более затратны мероприятия в теплоснабжающем хозяйстве, и там деньги другого масштаба. Рассчитывать на бюджет нам не приходится. Необходимо создавать региональные внебюджетные инвестиционные энергосберегающие фонды, которые на возвратной основе дадут средства поставщикам ресурсов. Нам нужно в срочном порядке корректировать закон "Об энергосбережении" с учетом реальных механизмов получения инвестиционных ресурсов. Огромная проблема — неплатежи за жилищно-коммунальные услуги. Если не будет ужесточен жилищный кодекс, то при росте тарифов мы хлебнем по полной программе, и будет не до энергосбережения.
Денис Шабуров, начальник управления по работе с ТСЖ и УК Жилищного комитета СПб:
Федеральные нормы таких монстров, как жилищный кодекс и 261-ФЗ заключают в себе еще одну юридическую проблему. К примеру, я собственник помещения, в моем доме есть управляющая организация, с которой я заключаю договор управления. Цена за оказание коммунальных услуг является обязательным условием договора управления. Вместе с тем цена за коммунальные услуги содержится и в энергосервисном договоре. Что делать? Какому договору следовать: заключенному с энергосервисной или управляющей компанией? Нормы одного и другого документа должны заменять друг друга? Надо серьезно поломать голову, чтобы составить грамотный энергосервисный контракт, потому что два ключевых договора пересекаются. Никаких федеральных рекомендаций на этот счет я пока не видел.
Так же, если откроем Жилищный и Гражданский кодекс, то мы увидим, что общедомовой прибор учета является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Юридически этот вопрос пока решен однозначно. И тут мы опять упираемся в то, о чем говорили. Некоторые организации, осуществляющие установку приборов учета, рисуют красивые финансовые схемы, имеющие существенный недостаток: в них данный прибор не признается общей долевой собственностью собственников помещений, а собственностью этой организации. То есть такая схема не соответствует законодательству, нелегальна. Пока федеральное законодательство в этой части не будет изменено, время на составление подобных схем будет потрачено зря.