09:2924 декабря 201009:29
159просмотров
09:2924 декабря 2010
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации подвел итоги года и объяснил, почему петербуржцам надо перекреститься.
Первое и самое главное из того, что было в этом году, - ситуация с лесными пожарами, когда выявилось такое явление, как добровольчество. Масса людей: вполне благополучных, вполне обеспеченных, совершенно ни от чего не страдающих - бросила свои семьи, отдых, работу, тем самым поставив под сомнение свое благополучие, поехала черт-те куда спасать черт-те кого. Людей, которых они никогда больше не увидят.
Это было нормально в советские времена, когда была солидарность, но сейчас это показывает, что наше российское общество переживает заразу этих либеральных реформ, про которые одна пожилая азербайджанка сказала так: разрешили врать и воровать и назвали это демократией.
Второе событие года - это, безусловно, протест на Манежной, который выглядел, конечно, довольно печально, но нужно понимать, что российское общество впервые в массовом порядке возмутилось систематической дискриминацией русского населения. То есть право этнических банд безнаказанно убивать русских - оно было впервые за очень долгое время оспорено не где-то там, в Кондопоге, а в самом центре Москвы, прямо у стен Кремля, и, может быть, это вынудит власти реагировать на это по-хорошему. Потому что если дискриминация 84% населения РФ не закончится по-хорошему - она закончится по-плохому. Некоторая часть государства это поняла.
Третье событие - это большое облегчение от цен на нефть, потому что уже большинство людей забыло, что в феврале Минфин совершенно всерьез предполагал выделить 1 трлн бюджетных рублей на поддержку банковской системы: предполагалось, что денег Банка России на это не хватит. То есть ожидания, которые охватили государство и экспертов, оказались беспочвенными, потому что цена на нефть выросла.
Четвертое событие: стало совершенно ясно, что у нас не будет в обозримом будущем экономического роста выше 5,5%. Это некая пороговая величина. При росте ниже нее пряников сладких не хватает на всех и социальная стабильность невозможна. И мы уже видим, что у нас началась предвыборная гонка.
Пятое: стало ясно, что не в какой-то там отдельно взятой Греции, а во всех без исключения странах мира уровень жизни населения будет снижаться, потому что глобальная экономическая депрессия. Это выяснилось впервые за все новое время, с пугающей ясностью. Причем это не краткосрочная ситуация, которая пройдет через пару лет, - это тенденция, из которой непонятно как человечество будет выходить. Это означает, что будут большие проблемы и миру будет не до нас. Россия в итоге получит большую степень свободы в своей внутренней политике.
Отставка Лужкова - это очень московское событие, то есть для Москвы это очень много, а для России в целом - ну, Шаймиева убрали, Рахимова, Россель ушел - это общая тенденция. Ничего страшного. Конечно, уход Лужкова не прошел безболезненно, не факт, кстати, что убийство одного из руководителей крупнейшего российского футбольного фанатского клуба случайно. В этом нет никакой уверенности. Потому что Москва имеет несколько уровней управления, и некоторые из них находятся под землей. Не факт, что это все не аукнется: в Москве, например, уже перестали убирать тротуары.
При Лужкове такие трудолюбивые гастарбайтеры были, а москвичи ленивые, а вот при Собянине трудолюбивые гастарбайтеры почему-то перестали быть трудолюбивыми и тротуары не убирают.
Конечно, я не сравниваю с Петербургом. Петербург - несчастный город: сначала Собчак, сейчас Матвиенко, лишь в промежутке был хозяйственник, мне плевать, что про него говорят, но он хозяйственник. Отказ от "Охта Центра" - это, конечно, серьезно, это демонстрация питерской общественности, что Медведев хороший, это часть избирательной кампании. Мне кажется, петербуржцам надо перекреститься.
Что касается следующего года, то российская экономика будет доплывать: все будет стабильно, неплохо, рост продолжится, но в целом - ничего хорошего. Депрессия медленно будет душить, хотя будет много оптимизма, особенно учитывая выборы.