Школьная олимпиада — шанс не только для абитуриента попасть в вуз вне конкурса, но и для вуза — получить хорошего студента. Но встретиться им мешает недостаток информации.
Такой вывод сделали исследователи Begin Group, изучив статистику
по­ступлений среди победителей и призеров Всероссийской олимпиады
школьников в 2010 г. Как выяснилось, на долю пяти вузов (МГУ
им. М.В. Ломоносова, ГУ–ВШЭ, МГИМО, СПбГУ, МФТИ) пришлось 80% "олимпийцев"
(всего в этом году в числе победителей по итогам 87 российских
предметных олимпиад оказалось 34 тыс. человек). И причина выбора всего пяти
вузов не только в том, что это ведущие высшие учебные заведения
страны, в которых мечтают учиться вчерашние школьники. Существует
еще несколько фактов, из–за которых абитуриенты игнорируют другие вузы
с не менее высоким качеством обучения.
Во–первых, абитуриенты, занимающие призовые места
на олимпиадах в регионах, или мало знают, или просто
не в курсе того, какие еще вузы, кроме самых крупных, есть
в стране.
Во–вторых, сами вузы зачастую не хотят или не имеют возможности уделять достаточно внимания работе с региональными школами. И в этом их ошибка, поскольку в каждом регионе России есть некоторое количество сильных школ с выдающимся преподавательским составом. И из этих школ каждый год выходит наибольший процент хорошо подготовленных учеников, которые рассматривают возможность получения высшего образования не в своем регионе. Не занимаясь работой с регионами, вузы лишают себя достаточно перспективных студентов, поскольку исследования успеваемости студентов первого курса показывают: студенты–олимпиадники имеют балл успеваемости выше среднего.
Во–вторых, сами вузы зачастую не хотят или не имеют возможности уделять достаточно внимания работе с региональными школами. И в этом их ошибка, поскольку в каждом регионе России есть некоторое количество сильных школ с выдающимся преподавательским составом. И из этих школ каждый год выходит наибольший процент хорошо подготовленных учеников, которые рассматривают возможность получения высшего образования не в своем регионе. Не занимаясь работой с регионами, вузы лишают себя достаточно перспективных студентов, поскольку исследования успеваемости студентов первого курса показывают: студенты–олимпиадники имеют балл успеваемости выше среднего.
По мнению специалистов, решить проблему информационной
пропасти между школами и вузами можно. К примеру, периодически
и полно информируя учителей наиболее сильных региональных школ
о возможностях поступления в лучшие вузы страны, о Едином
государственном экзамене (ЕГЭ), о различных мероприятиях, проводимых
вузами, и многом другом. Делать это можно через регулярную рассылку
с новостями образования, олимпиад, о мероприятиях для студентов
и, конечно, самой свежей и актуальной информацией о вузах (именно так
сегодня и действует Begin Group, открыв проект по информационному
обеспечению региональных школ (учителей и учеников) подобной информацией).
Подобная работа с учителями позволит в полном
объеме донести до них, а значит и до максимального числа
учащихся с высоким уровнем подготовки в масштабах страны, нужную
информацию.
Справка:
В 2010/11 учебном году список олимпиад уменьшился. Если в 2008/09
разрешенных олимпиад было 120, в 2009–2010 — уже 87, то в новом
учебном году — 77. Российский союз ректоров ежегодно подводит итоги олимпиад
предыдущего года и с учетом результатов определяет количество
конкурсов для школьников.