Три года назад у российских вузов появился еще один источник доходов, кроме студентов, платящих за учебу, — фонды целевого капитала, известные на Западе как эндаумент–фонды.
Смысл эндаумент–фонда в том, чтобы финансировать нужные
вузу проекты не с сумм, поступающих от благотворителя,
а с дохода, который может получить вуз, передав эти деньги
в управляющую компанию. Таким образом, вуз получает своего рода
долговременную финансовую стабильность, уже не так завися от разовых
пожертвований.
Пример самого известного в мире эндаумент–фонда —
Нобелевский комитет, напоминает заместитель генерального директора
по работе с клиентами управляющей компании БФА Анна Думчева.
Как известно, вырученные от продажи собственности Альфреда Нобеля
деньги были вложены в ценные бумаги, а премии ученым выдаются
с процентов от прибыли. Сегодня активы Нобелевского фонда превышают
$500 млн, которых вполне хватает, чтобы с процентов на них ежегодно
выдавать каждому лауреату Нобелевской премии не менее $1 млн. Точно
по такому же принципу работают фонды при вузах.
В период с 2007 г., когда в России вышел
закон о фондах целевого капитала, и до 2010 г. некоммерческими
организациями зарегистрировано около 50 эндаументов, работают 35 из них.
Эксперты оценивают общий объем собранных ими средств примерно в 2,9 млрд
рублей.
Одними из самых первых фонды появились при вузах:
МГИМО, Финансовой академии (университете) при правительстве РФ,
бизнес–школе "Сколково", Высшей школе менеджмента СПбГУ, Европейском
университете Петербурга. На сегодня, к примеру, размер эндаумента
МГИМО оценивается в 524 млн рублей, Финансовой академии — в 200 млн
рублей, Европейского университета Петербурга — в $16 млн. Это,
по оценке специалистов, самые крупные на сегодня эндаументы среди
российских вузов.
Но даже они пока не идут ни в какое
сравнение с размерами фондов западных университетов. Так, по состоянию
на 2009 г. в $25,6 млрд оценивался эндаумент Гарвардского
университета, в $16,3 млрд — Йельского, по $12,6 млрд — Принстонского
и Стэндфордского. Доходы от управления этими капиталами формируют
35–50% их годовых бюджетов.
В России структура бюджетов вузов иная: фонды покрывают
не более нескольких процентов ежегодных расходов. По самым
оптимистичным оценкам, чтобы покрыть хотя бы 10–15%, нынешним российским
эндаументам понадобится не меньше 10 лет работы. Ректор СПбГУЭФ (эндаумент
при котором создан в начале 2010 г.) Игорь Максимцев более
категоричен. На конференции "Функционирование эндаумент–фондов в сфере
образования и культуры Петербурга: теория и практика" он высказал
мысль, что российские вузы смогут получить значительные дополнительные
средства за счет фондов не раньше чем через 20 лет.
Причин тому несколько. В первую очередь несовершенство
самого закона, который, по мнению многих ректоров, тормозит наполнение
эндаументов.
Во–первых, закон позволяет работать только с деньгами,
выводя из правового поля недвижимость, акции и т. п. в качестве
объекта дарения. Во–вторых, отсутствуют налоговые льготы для дарителей,
что есть в законодательстве западных стран, и прочее. Однако
не менее важная причина кроется в неумении российских вузов привлекать
деньги на свои проекты. И в первую очередь со стороны
рядовых выпускников, а не только постоянных героев рейтинга
миллиардеров.
Как заметил исполнительный директор Фонда развития
МГИМО Евгений Бирюков, выступая на международной конференции
"Университетские эндаумент–фонды: практические аспекты создания
и наполнения" в Петербурге, когда у выпускников российских вузов
поинтересовались, почему они не дают деньги, большинство из них
ответили: нас никто об этом не просит.
"Сегодня наибольшая часть средств вузовских эндаументов в России — это
крупные взносы единичных жертвователей. На Западе же сложилась
практика регулярных взносов небольших пожертвований именно со стороны
выпускников", — подтверждает Анна Думчева.
В американских вузах, по словам Евгения Бирюкова, на долю
пожертвований до $100 приходится 98% всех актов дарения, в России —
не более 1%.
С тем, что работа с не самыми богатыми
выпускниками важна для эндаументов, согласен и советник проректора
СПбГУ по направлению менеджмент Игорь Баранов. "Важен даже не размер
пожертвований, а сам факт, а также относительная распространенность
явления, чтобы жертвовали не несколько избранных выпускников, добившихся
вершин успеха, но многие, пусть даже совсем небольшие суммы. Это
показывает, что выпускники считают свое образование качественным
и заинтересованы в укреплении его бренда", — считает Игорь
Баранов.