Владельцы гаражей борются за свои гаражи со страшной силой не потому, что компенсация за них слишком мала.
Так называемые народные гаражи – пережиток прошлого.
Для мегаполиса 21 века огромное количество гигантских гаражных площадок -
непозволительная роскошь. Примерно такая же, как содержание парка печатных
машинок вместе с машинистками в редакции ежедневной деловой газеты. Но, если в
последнем случае красота может компенсировать низкую производительность труда
хотя бы морально, то в случае с гаражами, этого не случится – мэр Москвы Сергей
Собянин 8 ноября на совещании по проблемам развития паркингов по праву назвал
народные гаражи "страшными гробами".
В Петербурге власти решили сносить "страшные гробы". Как
результат – социальный взрыв. Практически каждый день гаражники "Парнаса-1" рано
утром приезжают к своим гаражам и устраивают баррикады. Против них бросают ОМОН
и тяжелую технику, а им хоть бы что. По-боевому настроены владельцы и других
гаражных кооперативов. Таким образом, социальная проблема становится все острее.
А чиновники, похоже, не очень понимают ее сути: равноценная денежная компенсация
за сносимые гаражи или предоставление парковочных мест, вряд ли, разрядят
напряженную обстановку.
Суть проблемы можно понять, ответив на вопрос: "Почему в
России гаражи любят, а парковки – не очень?" Социологическое исследование
показало, что парковки гаражам предпочитают владельцы машин, цена которых
переваливает отметку в 1 млн рублей.
Владельцы дорогих машин не любят гаражи, потому что им они
не нужны в том виде, в котором их часто используют владельцы гаражей. "Гараж –
это не только место для хранения автомобиля, это место для хранения всего того,
что не помещается в квартиру. В гаражах разворачивается всяческая экономическая
деятельность, и совсем не обязательно, связанная с автомобилями. Тут
располагается слесарное и мебельное производство. Парковка не способна выполнить
все эти функции", - говорит архитектор, специалист в области градостроительства
и дизайна городской среды Данияр Юсупов.
Читайте также:
"Гаражные войны": новая борьба против сноса гаражей
Некоторое время назад Данияр Юсупов вместе с "Центром
стратегического планирования Северо-Запад" пришел к выводу, что гаражные поля –
отличная площадка и среда для формирования креативных кластеров. Процесс
замещения одного другим, по его мнению, может и должен идти снизу, специального
проектного решения для этого не требуется.
Что такое креативный кластер? Это некое место, где можно
очень дешево арендовать площадь. Креативный кластер включен во все виды
городской инфраструктуры: он связан с транспортными потоками, торговлей,
рекреационной зоной. "В результате проведенного нами исследования, мы увидели,
что большинство гаражных полей в городе обеспечены всеми характеристиками
креативных кластеров. Более того, в Купчино есть гаражи, с крыш которых
открывается отличный вид на Исаакиевский собор", - говорит архитектор.
Что нужно, для того, чтобы гаражное поле стало таким
кластером? "Надо заронить идею в головы гаражников, все. Для этого мы хотели
внутри одного из гаражных полей организовать мини-кластер: арендовать несколько
гаражей и устроить там арт-центр с мебельным салоном и небольшим баром. Желание
участвовать в создании кластера выразила фирма, которая производит гаражные
ворота и которая готова была эти ворота бесплатно устанавливать гаражникам
вместо старых. Таким образом, не только бы обновлялись гаражные фасады, но и
владельцы гаражей, видя, что гаражи приносят доход, включались бы в создание
кластера: либо сами разворачивали креативную деятельность, либо сдавали гараж в
субаренду под какой-нибудь шоу-рум, - уверен Данияр Юсупов. - А мини-кластер
будет мигрировать по городу от одного гаражного поля к другому, и распространять
идею".
Конечно, креативные кластеры на месте гаражных площадок не
решают вопрос с размещением машин. Без строительства парковок в городе не
обойтись. Но только ограничиться строительством парковок не получится. "Война
будет, - уверен Данияр Юсупов. - Потому что такое решение не учитывает той
деятельность, которая разворачивается внутри гаражей". Архитектор не верит в
эффективность простых решений. В дизайне городской среды есть следующий принцип:
одно проектное решении должно служить сразу нескольким целям развития. Это
значит, что ситуация практически никогда не меняется, если проблему решают, что
называется, в лоб. А, если решение конструировать, постепенно включая в него,
связанные с ним обстоятельства, тогда можно избежать катаклизмов и социальных
взрывов.