Благотворительный фонд CAF опубликовал данные исследования благотворительной активности населения 153 стран. Учитывались не только денежные пожертвования, но и волонтерская работа. В лидерах оказались Австралия, Новая Зеландия, Канада и Ирландия. Россия занимает в рейтинге 138–е место.
Исследование, проведенное фондом CAF на основании данных всемирного опроса
компании Gallup (Gallup’s WorldView poll), содержит статистические данные о
частной благотворительности 95% населения Земли и впервые позволяет
проанализировать различия, существующие в поведении благотворителей разных
стран.
На сегодняшний день это крупнейшее среди всех когда–либо проводившихся
исследований в сфере благотворительной деятельности и единственное, дающее ясное
представление о предмете в глобальном масштабе. Исследование проводилось в 153
странах.
На основе полученных данных был составлен Мировой рейтинг
благотворительности. Он рассчитан для страны в процентах как средний показатель
вовлеченности населения по трем видам
деятельности:
• пожертвование денег в благотворительные организации
• работа в качестве волонтера
• оказание помощи нуждающемуся незнакомому человеку
• пожертвование денег в благотворительные организации
• работа в качестве волонтера
• оказание помощи нуждающемуся незнакомому человеку
При обработке результатов учитывалась и волонтерская работа, так как при
сравнении только денежных пожертвований жители более обеспеченных стран кажутся
более склонными к участию в благотворительности.
Читайте также:
Безвозмедно, то есть даром
По степени благотворительной активности населения было произведено
ранжирование стран. В первую десятку лидеров вошли:
1—2 Австралия
1—2 Новая Зеландия
3—4 Канада
3—4 Ирландия
5—6 Швейцария
5—6 США
7 Нидерланды
8—9 Великобритания
8—9 Шри–Ланка
10 Австрия
………………………..
138 Россия
1—2 Австралия
1—2 Новая Зеландия
3—4 Канада
3—4 Ирландия
5—6 Швейцария
5—6 США
7 Нидерланды
8—9 Великобритания
8—9 Шри–Ланка
10 Австрия
………………………..
138 Россия
По результатам исследования было сделано несколько ключевых выводов.
Все страны по–разному участвуют в благотворительности.
Благотворительная деятельность в разных странах и регионах организована очень
по–разному. Процент граждан, которые жертвуют деньги благотворительным
организациям, варьируется от минимального значения 4% в Литве до максимума 83%
на Мальте. Процент тех, кто занимается волонтерской деятельностью, варьируется
от 2% в Камбодже до 61% в Туркменистане. В Либерии лишь 8% населения ежемесячно
жертвуют деньги на благотворительность, но при этом 76% населения регулярно
оказывают помощь непосредственно нуждающимся. Этот показатель здесь выше, чем в
любой другой стране мира.
Чаще всего люди помогают нуждающимся напрямую.
В целом в течение месяца, предшествующего опросу, 20% мирового населения
занимались волонтерской деятельностью, 30% делали благотворительные
пожертвования, и 45% оказывали непосредственную помощь нуждающимся.
"Счастливые" страны жертвуют больше, чем "богатые".
Оказалось, что корреляция между степенью удовлетворенности населения своей
жизнью и склонностью делать благотворительные пожертвования статистически
сильнее, чем корреляция между склонностью делать благотворительные пожертвования
и уровнем материального благосостояния страны (ВВП).
Картина мировой благотворительности меняется, если думать не только о
деньгах.
Мировой рейтинг благотворительности показывает, что страны, граждане которых
наиболее вовлечены в благотворительность, — не обязательно страны, от
которых, казалось бы, этого можно ожидать. Среди 20 стран мира с наиболее
высоким средним процентом населения, делающего благотворительные пожертвования,
занимающегося волонтерской работой и помогающего нуждающимся напрямую, только
часть традиционно рассматривается как лидеры мировой экономики, в то время как
другая часть (например, Гвинея, Гайана и Туркменистан) совершенно определенно к
таковым не относится.
В целом чем старше мы становимся, тем больше жертвуем
на благотворительность.
на благотворительность.
В ходе обработки информации, полученной в рамках исследования, была выявлена
убедительная демографическая тенденция, согласно которой в целом чем старше
человек, тем больше денег он склонен жертвовать на благотворительность (хотя в
отдельных молодых и развивающихся странах господствует противоположная
тенденция). Вместе с тем жители большинства стран старше 50 лет менее склонны
помогать нуждающимся напрямую.
"В ходе исследования мы пришли к выводу, что участие в
благотворительности имеет цикличный характер: чем больше человек доволен своей
жизнью, тем больше он склонен заниматься благотворительностью; это повышает
качество жизни других членов общества, которые, в свою очередь, сами начинают
помогать другим", — говорит исполнительный директор CAF Джон Лоу.
Россия занимает 138–е место в рейтинге со следующими показателями: 6%
благотворительных пожертвований, 20% волонтерской работы, 29% помощи
нуждающимся. Директор CAF Россия Мария Черток отметила: "Место России в
рейтинге не может не отрезвлять. Российская благотворительность прошла за
последние 10 лет большой путь. Однако очевидно, что без кардинального системного
улучшения условий ведения благотворительной деятельности мы обречены плестись в
конце мирового списка. Энтузиазма отдельных людей и организаций явно
недостаточно, вокруг благотворительности нужно формировать общественный
консенсус, подкрепленный стимулирующим законодательством".
Комментарии экспертов:
Наталья Каминарская,
Исполнительный секретарь Форума доноров:
"Что касается позиции России, то 138–е место из 153 мне показалось не совсем
точным. Наши граждане часто не осознают свою деятельность как благотворительную,
и это как предмет для обсуждения в профессиональном сообществе, так и задача для
дальнейшего расширения просветительских программ в сфере благотворительности".
Игорь Задорин,
Исследовательская группа "ЦИРКОН":
"Весь рейтинг построен на показателях, имеющих субъективную природу. А далее декларациям приписывается смысл реального поведения. Но люди в опросах не "состоят в волонтерских организациях", не "жертвуют деньги", и не "помогают нуждающимся". В опросах они ГОВОРЯТ, что "состоят", "жертвуют" и "помогают". На то, что прилично ГОВОРИТЬ, а что не очень, сильно влияют социокультурные факторы, социальные нормы, принятые в обществе, а в разных странах они отличаются друг от друга. Иными словами, ответ респондента = реальное поведение + культура (т.е. социальная норма). Конечно, на рейтинг влияют оба компонента. Есть предположение, что в африканских странах люди более подвержены влиянию социальных норм общинного характера и более склонны учитывать в ответах социальные нормы, а в восточноевропейских — меньше, где–то даже склонны отклоняться от них. Поэтому в итоговом рейтинге восточноевропейские страны явно проигрывают африканским".
Исследовательская группа "ЦИРКОН":
"Весь рейтинг построен на показателях, имеющих субъективную природу. А далее декларациям приписывается смысл реального поведения. Но люди в опросах не "состоят в волонтерских организациях", не "жертвуют деньги", и не "помогают нуждающимся". В опросах они ГОВОРЯТ, что "состоят", "жертвуют" и "помогают". На то, что прилично ГОВОРИТЬ, а что не очень, сильно влияют социокультурные факторы, социальные нормы, принятые в обществе, а в разных странах они отличаются друг от друга. Иными словами, ответ респондента = реальное поведение + культура (т.е. социальная норма). Конечно, на рейтинг влияют оба компонента. Есть предположение, что в африканских странах люди более подвержены влиянию социальных норм общинного характера и более склонны учитывать в ответах социальные нормы, а в восточноевропейских — меньше, где–то даже склонны отклоняться от них. Поэтому в итоговом рейтинге восточноевропейские страны явно проигрывают африканским".
Матвей Масальцев,
главный редактор журнала "Деньги и Благотворительность" и портала www.philanthropy.ru.
"Вчитываясь в цифры исследования, я нашел только один повод для оптимизма: не так уж мало россиян (29%) оказывают помощь непосредственно нуждающемуся в ней незнакомому человеку. Милостыню раздают, другими словами. Первое, к чему нужно стремиться отечественным НКО, — найти этих людей и создать для них удобную, эффективную и прозрачную инфраструктуру частных пожертвований".
главный редактор журнала "Деньги и Благотворительность" и портала www.philanthropy.ru.
"Вчитываясь в цифры исследования, я нашел только один повод для оптимизма: не так уж мало россиян (29%) оказывают помощь непосредственно нуждающемуся в ней незнакомому человеку. Милостыню раздают, другими словами. Первое, к чему нужно стремиться отечественным НКО, — найти этих людей и создать для них удобную, эффективную и прозрачную инфраструктуру частных пожертвований".