Благотворительный фонд CAF опубликовал данные исследования благотворительной активности населения 153 стран. Учитывались не только денежные пожертвования, но и волонтерская работа. В лидерах оказались Австралия, Новая Зеландия, Канада и Ирландия. Россия занимает в рейтинге 138–е место.
 Исследование, проведенное фондом CAF на основании данных всемирного опроса 
компании Gallup (Gallup’s WorldView poll), содержит статистические данные о 
частной благотворительности 95% населения Земли и впервые позволяет 
проанализировать различия, существующие в поведении благотворителей разных 
стран. 
 На сегодняшний день это крупнейшее среди всех когда–либо проводившихся 
исследований в сфере благотворительной деятельности и единственное, дающее ясное 
представление о предмете в глобальном масштабе. Исследование проводилось в 153 
странах. 
 На основе полученных данных был составлен Мировой рейтинг 
благотворительности. Он рассчитан для страны в процентах как средний показатель 
вовлеченности населения по  трем видам 
деятельности:
• пожертвование денег в благотворительные организации
• работа в качестве волонтера
• оказание помощи нуждающемуся незнакомому человеку
• пожертвование денег в благотворительные организации
• работа в качестве волонтера
• оказание помощи нуждающемуся незнакомому человеку
 При обработке результатов учитывалась и волонтерская работа, так как при 
сравнении только денежных пожертвований жители более обеспеченных стран кажутся 
более склонными к участию в благотворительности.
Читайте также:
Безвозмедно, то есть даром
 По степени благотворительной активности населения было произведено 
ранжирование стран. В первую десятку лидеров вошли:
1—2 Австралия
1—2 Новая Зеландия
3—4 Канада
3—4 Ирландия
5—6 Швейцария
5—6 США
7 Нидерланды
8—9 Великобритания
8—9 Шри–Ланка
10 Австрия
………………………..
138 Россия
1—2 Австралия
1—2 Новая Зеландия
3—4 Канада
3—4 Ирландия
5—6 Швейцария
5—6 США
7 Нидерланды
8—9 Великобритания
8—9 Шри–Ланка
10 Австрия
………………………..
138 Россия
 По результатам исследования было сделано несколько ключевых выводов.
  Все страны по–разному участвуют в благотворительности.
 Благотворительная деятельность в разных странах и регионах организована очень 
по–разному. Процент граждан, которые жертвуют деньги благотворительным 
организациям, варьируется от минимального значения 4% в Литве до максимума 83% 
на Мальте. Процент тех, кто занимается волонтерской деятельностью, варьируется 
от 2% в Камбодже до 61% в Туркменистане. В Либерии лишь 8% населения ежемесячно 
жертвуют деньги на благотворительность, но при этом 76% населения регулярно 
оказывают помощь непосредственно нуждающимся. Этот показатель здесь выше, чем в 
любой другой стране мира. 
  Чаще всего люди помогают нуждающимся напрямую.
 В целом в течение месяца, предшествующего опросу, 20% мирового населения 
занимались волонтерской деятельностью, 30% делали благотворительные 
пожертвования, и 45% оказывали непосредственную помощь нуждающимся. 
  "Счастливые" страны жертвуют больше, чем "богатые".
 Оказалось, что корреляция между степенью удовлетворенности населения своей 
жизнью и склонностью делать благотворительные пожертвования статистически 
сильнее, чем корреляция между склонностью делать благотворительные пожертвования 
и уровнем материального благосостояния страны (ВВП). 
  Картина мировой благотворительности меняется, если думать не только о 
деньгах.
 Мировой рейтинг благотворительности показывает, что страны, граждане которых 
наиболее вовлечены в благотворительность, — не обязательно страны, от 
которых, казалось бы, этого можно ожидать. Среди 20 стран мира с наиболее 
высоким средним процентом населения, делающего благотворительные пожертвования, 
занимающегося волонтерской работой и помогающего нуждающимся напрямую, только 
часть традиционно рассматривается как лидеры мировой экономики, в то время как 
другая часть (например, Гвинея, Гайана и Туркменистан) совершенно определенно к 
таковым не относится. 
  В целом чем старше мы становимся, тем больше жертвуем 
на благотворительность.
на благотворительность.
 В ходе обработки информации, полученной в рамках исследования, была выявлена 
убедительная демографическая тенденция, согласно которой в целом чем старше 
человек, тем больше денег он склонен жертвовать на благотворительность (хотя в 
отдельных молодых и развивающихся странах господствует противоположная 
тенденция). Вместе с тем жители большинства стран старше 50 лет менее склонны 
помогать нуждающимся напрямую. 
 "В ходе исследования мы пришли к выводу, что участие в  
благотворительности имеет цикличный характер: чем больше человек доволен своей 
жизнью, тем больше он склонен заниматься благотворительностью; это повышает 
качество жизни других членов общества, которые, в свою очередь, сами начинают 
помогать другим", — говорит исполнительный директор CAF Джон Лоу. 
 Россия занимает 138–е место в рейтинге со следующими показателями: 6% 
благотворительных пожертвований, 20% волонтерской работы, 29% помощи 
нуждающимся. Директор CAF Россия Мария Черток отметила: "Место России в 
рейтинге не может не отрезвлять. Российская благотворительность прошла за 
последние 10 лет большой путь. Однако очевидно, что без кардинального системного 
улучшения условий ведения благотворительной деятельности мы обречены плестись в 
конце мирового списка. Энтузиазма отдельных людей и организаций явно 
недостаточно, вокруг благотворительности нужно формировать общественный 
консенсус, подкрепленный стимулирующим законодательством".
  Комментарии экспертов:
Наталья Каминарская,
Исполнительный секретарь Форума доноров:
 "Что касается позиции России, то 138–е место из 153 мне показалось не совсем 
точным. Наши граждане часто не осознают свою деятельность как благотворительную, 
и это как предмет для обсуждения в профессиональном сообществе, так и задача для 
дальнейшего расширения просветительских программ в сфере благотворительности". 
  Игорь  Задорин,
  
Исследовательская группа "ЦИРКОН":
"Весь рейтинг построен на показателях, имеющих субъективную природу. А далее декларациям приписывается смысл реального поведения. Но люди в опросах не "состоят в волонтерских организациях", не "жертвуют деньги", и не "помогают нуждающимся". В опросах они ГОВОРЯТ, что "состоят", "жертвуют" и "помогают". На то, что прилично ГОВОРИТЬ, а что не очень, сильно влияют социокультурные факторы, социальные нормы, принятые в обществе, а в разных странах они отличаются друг от друга. Иными словами, ответ респондента = реальное поведение + культура (т.е. социальная норма). Конечно, на рейтинг влияют оба компонента. Есть предположение, что в африканских странах люди более подвержены влиянию социальных норм общинного характера и более склонны учитывать в ответах социальные нормы, а в восточноевропейских — меньше, где–то даже склонны отклоняться от них. Поэтому в итоговом рейтинге восточноевропейские страны явно проигрывают африканским".
Исследовательская группа "ЦИРКОН":
"Весь рейтинг построен на показателях, имеющих субъективную природу. А далее декларациям приписывается смысл реального поведения. Но люди в опросах не "состоят в волонтерских организациях", не "жертвуют деньги", и не "помогают нуждающимся". В опросах они ГОВОРЯТ, что "состоят", "жертвуют" и "помогают". На то, что прилично ГОВОРИТЬ, а что не очень, сильно влияют социокультурные факторы, социальные нормы, принятые в обществе, а в разных странах они отличаются друг от друга. Иными словами, ответ респондента = реальное поведение + культура (т.е. социальная норма). Конечно, на рейтинг влияют оба компонента. Есть предположение, что в африканских странах люди более подвержены влиянию социальных норм общинного характера и более склонны учитывать в ответах социальные нормы, а в восточноевропейских — меньше, где–то даже склонны отклоняться от них. Поэтому в итоговом рейтинге восточноевропейские страны явно проигрывают африканским".
  Матвей Масальцев, 
главный редактор журнала "Деньги и Благотворительность" и портала www.philanthropy.ru.
"Вчитываясь в цифры исследования, я нашел только один повод для оптимизма: не так уж мало россиян (29%) оказывают помощь непосредственно нуждающемуся в ней незнакомому человеку. Милостыню раздают, другими словами. Первое, к чему нужно стремиться отечественным НКО, — найти этих людей и создать для них удобную, эффективную и прозрачную инфраструктуру частных пожертвований".
главный редактор журнала "Деньги и Благотворительность" и портала www.philanthropy.ru.
"Вчитываясь в цифры исследования, я нашел только один повод для оптимизма: не так уж мало россиян (29%) оказывают помощь непосредственно нуждающемуся в ней незнакомому человеку. Милостыню раздают, другими словами. Первое, к чему нужно стремиться отечественным НКО, — найти этих людей и создать для них удобную, эффективную и прозрачную инфраструктуру частных пожертвований".

