Генеральный директор компании Philips в России, Украине, Беларуси и Средней Азии Йоост Леефланг о том, почему в Эйндховене убрали шлагбаумы
"ДП": Каков главный вызов, поставленный текущим кризисом перед вашей
компанией?
Йоост Леефланг: Кризис по-разному сказался на каждом из
наших трех главных подразделений. Первое из них - производство потребительских
товаров, второе ориентировано на профессионалов в области светотехнического
оборудования, и третье входит в тройку лидеров на мировом рынке медицинского
оборудования.
С началом кризиса потребители сократили объем траты, очень
быстро за ними последовал сектор недвижимости и строительства, и только потом -
сектор государственных закупок, например, в здравоохранении.
Таким образом, сначала воздействие кризиса почувствовал наш
бизнес, ориентированный на массового потребителя, затем, мало-помалу, был
затронут наш светотехнический бизнес, и в середине прошлого года кризис сказался
и на рынке медицинского оборудования. А сейчас происходит обратный процесс:
потребительский бизнес начинает выходить из кризиса, светотехнический - тоже
восстанавливается , а бизнес в области здравоохранения пока на спаде.
Читайте также:
Росстат посчитал безработных россиян
Ключ к стабильности компании в том, что, имея столь
разнообразный портфель, мы не зависим полностью от какого-то одного сегмента или
какой-то одной группы потребителей.
В такой ситуации нужны краткосрочные меры по сокращению
расходов, но при этом нельзя забывать про долгосрочные интересы. Например, в
нашем медицинском бизнесе одно из подразделений - это инженеры,
обслуживающие оборудование в "полевых условиях". Если думать о ближайшем
будущем, то на первый взгляд было бы логично сократить расходы расходы на данное
подразделение, но имейте в виду: чтобы обучить новых людей по окончании кризиса,
потребуется 2-4 года. Нужно сокращать расходы, обеспечивая рост в будущем. Это
наиболее сложная часть кризисного управления.
"ДП": В России, какая часть вашего бизнеса более важна
сейчас?
Йоост Леефланг: В странах с относительно высоким уровнем ВВП
на душу населения бизнес, ориентированный B2B, идет гораздо лучше. В странах,
где этот показатель низок, более важным для нас является потребительский бизнес.
Если вы посмотрите на наш бизнес в целом, все три сектора
представлены в нем в равной пропорции, примерно по трети. При этом треть оборота
нашего бизнеса приходится на страны БРИК. Если вы посмотрите на наш
потребительский бизнес, то 42% его приходится на страны БРИК, но по мере
развития этих стран, растет оборот, связанный с B2B: с отраслью
светотехнического оборудования, а также с отраслью здравоохранения.
"ДП": Некоторые сектора вашего бизнеса страдают, если развиваются
другие его части, не так ли? К примеру, развитие светодиодов ведет к упадку
фабрик, выпускающих обычные лампы накаливания.
Йоост Леефланг: Лампа накаливания живет, в среднем, один
год. У следующего поколения - энергосберегающих ламп срок жизни 4-5 лет, а у
светодиодных - 15 лет. В будущем вам понадобится для настольного светильника
одна лампа в 15 лет - и вам будет предложена не сама лампа, а комплексное
решение для освещения вашего дома. То есть вместо большого количества ламп
необходимо будет продавать один продукт раз в 15 лет.
Если рынок, таким образом, трансформируется, вы должны
признать эту трансформацию, и изменить мышление. Я вижу здесь не столько риск,
сколько возможности. Три года назад у нас были огромные фабрики, производившие
традиционные лампы накаливания.
"ДП": И что с ними происходит сейчас?
Йоост Леефланг: Иногда мы такие фабрики закрываем, иногда
продаем. Это зависит от того, где они расположены. Ведь лампы накаливания в
основном состоят из воздуха. Их нельзя компактно уложить, и перевозить их на
далекие расстояния очень неэкономично. Так что фабрики нужно строить
относительно близко к местам продажи.
Но вот, например, Австралия решила полностью запретить у
себя продажу ламп накаливания, что привело к тому, что загрузка нашей фабрики в
Индонезии сильно уменьшилась. Что касается светодиодных источников света, то они
очень компактные. Так что их можно перевозить на далекие расстояния по всему
миру морским путем.
"ДП": Вы подготовились к грядущему запрету на лампы накаливания в
России?
Йоост Леефланг: Мы готовимся, предлагая решения, связанные с
заменой ламп накаливания на современные системы. Говоря о трансформации в
России, пока мы где-то в середине пути. Лучше работает не просто запрет на
продажу продукта, а меры, которые стимулировали бы формирование рынка и
доступность энергосберегающих технологий. А этих стимулов пока недостаточно. И
если не принять мер по стимулированию энергосбережения, в ближайшие годы
придется построить много новых электростанций.
Страна должна будет инвестировать в то, без чего на деле
можно было бы обойтись, и денег потребуется в несколько раз больше, чем на
переход от ламп накаливания к лампам нового поколения.
"ДП": Какие рычаги влияния на правительства вы
используете?
Йоост Леефланг: Мы не можем повлиять на политические
решения, мы можем только предоставить техническую информацию о стандартах и о
том, какие регулятивные меры следует ввести, чтобы обеспечить эти стандарты. Мы
готовы поделиться знанием того, что сработало в других странах.
Например, Великобритания и Франция вначале стимулировали
энергосбережение через поставщиков энергии. Когда это не сработало,
правительство сказало: необходимо менять подход. В ответ на это многие компании
запустили программы по бесплатному распространению энергосберегающих ламп.
Данная практика была очень популярна в Соединенном Королевстве.
"ДП": А какие развивающиеся страны отзывчивее на ваши
идеи?
Йоост Леефланг: В Китае масштабно поддерживается внедрение
энергосберегающих технологий. Например, если вы сделали светодиодный фасад
здания, 50% инвестиций возвращаются вам. Так был создан рынок, который
стимулирует инвестиции, к тому же множество людей теперь занимаются разработкой
и дизайном новых световых решений.
Йоост Леефланг: Китай сегодня - одна из тех стран, которые
быстрее всего переходят на новые энергосберегающие технологии. Около 75% всех
новых проектов в Китае оснащены световыми решениями, основанными на светодиодных
технологиях.
В России этот показатель составляет лишь 2,5%. Если говорить
о странах бывшего СССР, ни одна из них пока не вырвалась вперед. В Астане я
видел много светодиодных светильников на фасадах, дизайн оставляет желать
лучшего, из-за чего освещение превращается в световое загрязнение. Это
происходит потому, что не хватает дизайнеров по свету.
"ДП": В чем суть ваших соглашений с Эрмитажем?
Йоост Леефланг: Уже 112 лет назад мы поставили 50 тыс
угольных ламп-свечей, которые использовались для освещения Зимнего дворца.
Кстати, именно с этого контракта началась международная история компании. В
прошлом году мы установили энергосберегающие лампы во Дворце Меншикова, и
реализовали уникальный проект динамического светодиодного освещения Конюшенного
музея. А вскоре мы осуществим проект нового освещения новейшим светодиодным
оборудованием Александровской колонны на Дворцовой площади, Иорданской галереи и
одного из залов Зимнего дворца.
"ДП": В вашей компании есть департамент инноваций?
Йоост Леефланг: У нас пять инновационных центров во всем
мире, главный из них находится в Эйндховене, в Голландии, там, где расположена
штаб-квартира Philips. Когда-то там был режим строгой секретности, пропускная
система, много шлагбаумов, но три года назад мы все это изменили.
Мы создали то, что мы называем "Открытый кампус инноваций",
где вокруг сооружений Philips расположены другие компании - те, которые делают
для нас определенные исследования. Сейчас вы должны развиваться так быстро, что
у вас попросту нет времени делать все самим. Кстати, не так давно
инновационный центр Philips посетила официальная правительственная делегация
Российской Федерации, проявив большой интерес к нашим технологическим
разработкам.
Инновационные центры Philips расположены также в США и
Европе. В Эйндховене работает более 50 русских инженеров и ученых - из общего
числа около 6-7 тысяч человек. Среди российских сотрудников есть очень
талантливые, блестящие ученые. Мы спонсируем способных студентов. Вы можете
писать докторскую диссертацию частично в университете, частично в компании
Philips, и после этого, если вы многообещающий выпускник, вы можете у нас
остаться. Поэтому у нас очень динамичная компания, с большим числом сотрудников
высшего класса.
"ДП": А есть ли в компании трудовые споры в связи с
кризисом?
Йоост Леефланг: Семь-десять лет назад у нас были даже
забастовки. Это был период, когда мы перемещали наши фабрики из Нидерландов,
Бельгии, Франции и Германии на Дальний Восток, или в Венгрию. Теперь, к счастью,
нам не приходится нам проводить крупных увольнений.
"ДП": В России сейчас говорят, что проблема занятости выходит на
первый план…
Йоост Леефланг: По-моему, в России проблема - это не столько
безработица, сколько рекрутинг. В первой половине прошлого года, может, и были
трудности с трудоустройством, но в последние 5-6 месяцев ситуация сильно
изменилась, и главная проблема сейчас, во всяком случае, для нашей компании -
это найти правильных людей.
Кстати: в представительствах компании Philips в 60 странах
работают 116 тыс. сотрудников.
Объем продаж в 2009 году составил 23 млрд евро.
Объем продаж в 2009 году составил 23 млрд евро.