Режиссер Андрей Могучий рассказал "Деловому Петербургу" о новом спектакле, что его бесит и мотивации вне области зеленых купюр.
"ДП": Раньше у Вас борода была значительно меньше.
Андрей Могучий: Я решил испытать ее на прочность, на
предел.
"ДП": Вы внешне все больше начинаете соответствовать своей фамилии.
Андрей Могучий: Наверное, вы правы. Фамилия жизнь
структурирует. Я не пытаюсь специально ей соответствовать. Но огромное
количество событий в моей жизни, я абсолютно уверен,
связаны с фамилией. И может быть, из-за этого даже какой-то внутренний конфликт возникает. Потому что я, на самом деле, человек тихий и спокойный, любящий "полежать где-нибудь в углу".
связаны с фамилией. И может быть, из-за этого даже какой-то внутренний конфликт возникает. Потому что я, на самом деле, человек тихий и спокойный, любящий "полежать где-нибудь в углу".
Но жизнь складывается совершенно иначе: в институте
старостой назначат, на театральном форуме группа молодых режиссеров обязательно
попросит с трибуны выступить - почему не толкнуть вперед человека с такой
фамилией? Мне это по большому счету неприятно, но просят же люди, приходится
отрабатывать.
"ДП": Новый спектакль "Изотов" поставлен по пьесе малоизвестного
драматурга - Михаила Дурненкова. Зрителю это имя вообще не знакомо. Почему такой
выбор?
Андрей Могучий: Придут те, кто хочет прийти. И на это
повлиять никак невозможно. Как бы мы не
старались. Единственно, что мы можем - попытаться быть искренними
перед самими собой. Делать то, что на сегодняшний момент нам кажется важным,
стараться это важное сартикулировать в какой-то приемлемой форме. Вот и всё.
Что же касается Миши… Была идея с Эдиком Бояковым
(художественный руководитель театра "Практика" – прим.Ред) сделать какую-нибудь
историю с его драматургом. С моей стороны был посыл, что это возможно только в
случае, если драматург будет работать вместе с театром. А не отдельно от него,
дома.
Сначала договорились, что проведем некий кастинг
драматургов, и с кем у меня случится совпадение, с тем и буду работать. Пришел
Миша и кастинг как на нем начался, так на нем и закончился. Он приехал в
Петербург, мы поездили туда-сюда. Я свозил его в Комарово, еще раз поговорили, и
он написал пьесу, которая и до сей поры перерабатывается и, я думаю, будет
перерабатываться до последнего, премьерного дня.
Мы задумывали пьесу как историю о неком месте. Почему я его
и возил в Комарово. Меня интересовала тема заповедников – мест, которые
исчезают; такие своеобразные остатки культурной Мекки. Но потом, в процессе
работы, история из заповедника трансформировалась в историю о человеке, который
возвращается к самому себе. На сегодняшний день эта тема меня интересует сильнее
всего. Вернуться к себе очень трудно, практически невозможно, и для этого нужны
какие-то сверхобстоятельства: стресс, болезнь, а может, и смерть… Не знаю.
"ДП": В отношениях с "Формальным театром" взят тайм-аут?
Андрей Могучий: Сейчас у меня всё каким-то странным образом
завязывается в узел. В декабре будет фестиваль под названием "Театральное
пространство Андрея Могучего", он приурочен к 20-летию "Формального театра". Там
ничего не будет нового, все мои старые спектакли, ну и "Изотов". Сам по себе
показ спектаклей перестал меня интересовать.
Это бессмыслица – просто показывать спектакли. Процесс
обнуления, сжигания мостов - вот важная для меня тема сейчас. Возможно, на
фестивале мы этим будем заниматься. То есть показ спектаклей - не задача
фестиваля. Уничтожение "Формального театра" - тоже не самоцель.
Самоцелью может быть только рождение чего-то нового. Я не
знаю, что это будет, не берусь даже прогнозировать. Но что-то мы попытаемся
сделать – заронить зерно, которое, возможно, спровоцирует реинкарнацию
"Формального" театра. Или меня. Фестиваль используется как некий повод для
обнуления, возвращения к себе, понимания того, что ты делаешь и зачем.
"ДП": У обывателя в голове возникло некое раздвоение относительно
Вас: есть Андрей Могучий – революционер и основатель "Формально театра" и Андрей
Могучий - академист, штатный режиссер "Александринского театра", представитель
театральной элиты. Вы сами думаете, по какую Вы сторону баррикад?
Андрей Могучий: По две стороны. Мне интересно и там и там.
Мне кажется это вещи, с одной стороны, взаимоисключающие, с другой –
взаимообогащающие. Эта ситуация, конечно, не бесконечна, она может, в конце
концов, осточертеть, как и всё в жизни. Но сейчас меня она не смущает.
Я могу работать на такой территории свободы, как "Формальный
театр" – тут вообще никаких ограничений кроме финансовых нет, и могу работать в
академическом театре, который обладает достаточно большим количеством
возможностей, которых нет в "Формальном театре". То на одном стуле посижу, то на
другом. Для меня это продуктивная ситуация.
"ДП": Вы на сегодня, пожалуй, один из самых титулованных российских
театральных режиссеров. Меняется ли что-то внутри, в плохую сторону, когда есть
всеобщее признание? Есть минусы от успеха, которые Вас лично
раздражают?
Андрей Могучий: Любое признание порождает ограничения.
Во-первых, возрастают внутренние барьеры. Возникает некий страх, он, конечно,
связан и с возрастом, но, как известно, чем выше забираешься, тем больнее и
дольше падать. Но вопрос не в том, какие у тебя проблемы и сколько их, а то, как
ты их решаешь. Если осознаешь проблему, то шанс ее решить существует.
Процесс осознания я, вроде, прошел успешно, а как решить –
еще не знаю. Но еще когда я получал первую "Маску", это был год, вроде, 2000-ый,
я на удивление испытывал какую-то неприязнь. Очень легко надеть маску на лицо и
так и остаться в ней. Вопрос в том, имеешь ли ты смелость её снимать, хотя бы
периодически, но лучше навсегда. "Маски" отдаляют тебя от тебя самого. И в этом
смысле, они - небезвредная вещь.
"ДП": Вы когда-то говорили, что не любите общаться с журналистами и
делаете это только, чтобы поддержать персонажа-Андрея Могучего.
Андрей Могучий: Наверное, состояние у меня было тогда
соответствующее... Не совсем так. Если мне неинтересны вопросы, то я просто не
отвечаю на них. А на интересные вопросы отвечать важно, потому что, формулируя
что-то, начинаешь про себя понимать новое.
"ДП": Я-то думала, что сейчас мы делаем что-то полезное для людей.
Ведь далеко не каждый имеет возможность подойти к Вам и задать вопрос….
Андрей Могучий: Я меньше всего забочусь о человечестве,
скажу вам откровенно. Я в этом смысле -эгоист. Для меня важно только одно – чего
я пойму сам в этой жизни. Это не значит, что я человеконенавистник, хотя,
возможно, есть этапы в моей жизни, когда я мог бы так про себя сказать.
Но честность в моей профессии заключается не в том, чтобы
угадать чего хотят от меня услышать люди, а в том, чтобы разобраться с самим
собой. Я собственно этим и занят, не эксбиционизмом, конечно, но, тем не менее.
И это и есть материал и повод для творчества. Другого - нету. Могу говорить
только о том, что знаю. А знаю, и то плохо, только самого себя. Пытаюсь его
изучать, этого человека. Окружающих же изучить практически невозможно. А
общественно полезным может быть только то, что подлинно или, по крайней мере,
искренне.
"ДП": Так получается, что в современной России нет интеллектуальной
элиты, которая бы активно выражала свою гражданскую позицию, была бы примером и
ориентиром для молодежи. Почему?
Андрей Могучий: Государство расставило приоритеты другие.
Понятно, что каждая формация выдвигает элиту, которую она считает важной. Так
Сталин в науку, по каким-то соображениям, вкладывал огромные деньги, потому
фундаментальная наука расцветала и была богатейшей отраслью.
Сейчас поменялись приоритеты, и фундаментальная наука в
руинированном состоянии. Так, где есть энергия, которая является предметом
интереса общества и государства, там и появляется элита. Мы не владеем умами,
потому что сейчас объективно это невозможно - нет потребности в такой элите. Это
не значит, что интеллектуалы должны молчать, но я говорю про
результативность.
"ДП": У вас нет ощущения, что Петербург, в плане театра, стал
абсолютно провинциальным городом, не в пример Москве?
Андрей Могучий: Я с вами согласен, с одной стороны. С
другой, в Москву я не хочу. Она очень чётко отражает сегодняшнее время. Процент
подлинных вещей и там очень низок. Может, даже ниже, чем у нас. Да, в городе с
театром стало хуже. Что тут спорить. Но в Питере мне находится гораздо приятнее,
мне тут гораздо интереснее придумывать. А потреблять? Я уже давно не потребляю
искусство.
Москва при всей её интенсивности, с моей точки зрения,
заражена бациллой поверхностности, торопливости. Там такая fast culture. И
это может, конечно, кому-то нравится, мне - не нравится. Но уж, если в Питере
что-то возникает, то возникает по полной программе, тут такая глубина
проникновения! А если нету, так уж нету, но всё по честному. Рябь на воде и
глубина – вот разница между Москвой и Питером.
"ДП": Культуре для развития нужны деньги?
Андрей Могучий: Вопрос непростой, несмотря на прямоту. Но, я
думаю, что - нет. Нужна мотивация. Мотивация, на самом деле, не лежит в
области зеленых купюр. Она лежит в более глубоких водах. Если эти воды
перекрыты, они и не продуцируют никаким образом. Но конфигурация, как известно,
меняется. В зависимости от жесткого космического облучения. И поэтому, может так
получиться, что именно в Питере будет происходить что-то значимое, вне
зависимости от количества денег.
"ДП": Ваши профессиональные принципы?
Андрей Могучий: Это очень не просто, но стараться не делать
того, что не хочешь делать. Непросто, потому что, обычно, именно в этой, не твой
области, платят хорошие деньги.
"ДП": Но вы же понимает, что Могучий - это уже бренд?
Андрей Могучий: Ужасно.
"ДП": А разве возможно иметь признание и не быть
брендом?
Андрей Могучий: Возможно. Ты, конечно, становишься
заложником своего успеха: должен ему соответствовать, на него работать. Тяжелая,
надо признать, ситуация, когда ты должен обслуживать свой успех. Но приходится.
Потому что успех вроде как обеспечивает твою жизнедеятельность. И это – работа
на успех - отнимает большое количество энергии. Вот из этого порочного круга
вырваться очень трудно, но возможно.
Что получается со мной. Директора, продюсеры время от
времени пытаются меня сильно пользовать – одно предложение, другое,
третье…. Кому-то, наверное, это было бы даже в кайф. Но я начинаю болеть в
прямом смысле, мне это не в кайф.
У меня такой организм: включается механизм самосохранения.
Поэтому я, руководствуясь инстинктом самосохранения, возможно, наберусь,
смелости и не буду продаваться. Возьму и откажусь от всех 8-9 предложений…
"ДП": А если бы вам предложили гонорар в $1 млн?
Андрей Могучий: Ну, я бы, наверное, сделал спектакль и
больше вообще ничего не делал. На самом деле, судить о таком предложении
виртуально - трудно. Предложите – будем оценивать. Вопрос однозначно не может
быть решен. Потому что дальше возникает вопрос: а что делать?
"ДП": Есть запретные темы?
Андрей Могучий: Любое табу преодолимо. Вопрос не в том могу
ли я поставить политический или порнографический спектакль, вопрос в том, для
чего? Если целеполагание, сейчас пафосно скажу, лежит в художественной или
духовной области, тогда, наверное, нет никаких табу. Если задача исключительно в
получении денег, тогда, думаю, для меня это будет определенным ограничением. Я
не хочу выглядеть правильным мальчиком, но факторов, которые влияют на принятие
решение сделать спектакль за гонорар в $1 млн - много.
Получишь этот млн, а на следующий день умрешь от инфаркта,
или убьют тебя. И что за радость? А можно и без миллиона долларов распрекрасно
существовать. Вот Киркоров, что он делает? Я даже сформулировать не могу. Я бы
не стал делать то, что он делает ни за какие деньги? Ну а ему нормально как-то,
и он бы ни за что не стал делать то, что делаю я.
Я последнее время довольно плотно сталкиваюсь с ментовским
миром, с медицинским миром. И вот, что меня бесит. Милиция вообще не занимается
своим делом, только "бабки" зарабатывает. Врачи – тоже самое, сплошные разводки.
Сейчас врачи не врачи, менты не менты, летчики не летчики. И так далее. Все
считают "бабки". Настало время полнейшей дискредитации профессий. И в моей среде
все точно так же. Атрофируются у людей какие-то очень важные органы. Совесть,
например.
Сегодня совестливость - не то качество, к которому надо
стремиться. Хоть я и сказал, что миллион возьму, но за миллион я могу сделать
только то, что не противоречит моей совести и искренности, таким вещам, которые
являются инструментом для меня как для художника. И мне этот мой инструмент
дороже миллиона. Ровно потому что я им живу.
Если он в голове начинает умирать, а деньги его могут убить,
тогда на физическом плане у меня, как минимум, начинается недомогание, а
как максимум – я заболеваю. У одной моей хорошей знакомой отец в 45 лет вступил
в коммунистическую партию. Вступил, потому что боялся не прокормить семью. Но
такой шаг, мягко говоря, противоречил его ценностям. В итоге – инфаркт. Человек,
входящий в противоречие со своим предназначением, запросто может умереть
Вывод такой – в живых бы остаться. Какой там нафиг миллион
долларов.
"ДП": Что заставляет делать театр?
Андрей Могучий: В разные этапы жизни – разное. В какой-то
момент тщеславие, в какой-то - деньги. Но главное в чем-то другом. И это главное
объяснить-то невозможно, совершенно безотчетная вещь. Это как болезнь. Ну,
заболел. Теперь болею.
"ДП": Может такое случиться, что в один прекрасный момент Вы скажите,
что с театром покончено?
Андрей Могучий: Может. Более того, готовность к этому
- единственное, что дает свободу. Вот я отлично могу водить машину, и в любой
момент готов начать этим кормиться.
"ДП": А если бы была возможность заново прожить жизнь?
Андрей Могучий: Ну это глупо – наделаешь ошибок не этих, так
других. Конечно, я доволен тем, как всё складывается. Неразумно быть недовольным
своей жизнью. Надо радоваться не вчерашнему дню и не завтрашнему, а
сегодняшнему. Учиться такому взгляду, по крайне мере. Сложно, конечно. Черти
терзают время от времени, а как же без них?