Столицы тянутся в регионы

Давным–давно, в далекие докризисные времена, когда бонусы были большими, арендные ставки заоблачными, а планы развития компаний смелыми до безумия, столичные бизнесы шли в регионы, а региональные — в столицы.

Но вот спустилась на Россию темная осень 2008 года, и Вергилием ее в этом спуске стал индекс РТС, и схлопнулись рынки, и перепугались люди, и стали сокращать бюджеты и бороться за выживание.
Жизнь после спуска
После первых, местами панических волн сокращения и экономии на всем, на чем только можно было сэкономить, стало ясно, что Россия по–прежнему огромна и по–прежнему бродят по ней какие–то денежные знаки. Тут–то и выяснилось, что оставшиеся в живых региональные проекты могут стать для компаний источником не только расходов, но и стабильности, а в перспективе — роста.
«В период кризиса наш рынок действительно заметно просел, — признает Сергей Николаев, генеральный директор сети чайных магазинов «Унция» (развивают собственную сеть магазинов и работают с франчайзи), — причем стоит отметить, что больше всего он просел в регионах. Все–таки столичные жители отказываются от привычного потребления с меньшей охотой. Однако именно с регионами мы связываем и наибольшие перспективы роста. Несмотря на снижение продаж, мы планируем в ближайший год открыть даже больше магазинов в разных городах России, чем в среднем за последние несколько лет. Я предполагаю, что мы сейчас переживаем так называемый «L–кризис»: после сильного падения, которое практически завершилось, будет долгий период медленного восстановления».
И действительно, за период с августа прошлого года у «Унции» появилось несколько новых региональных партнеров. «Несмотря ни на что, людям нужны положительные эмоции», — рассуждает Сергей Николаев. Остается добавить, что список товаров и услуг, готовых подарить положительные эмоции, можно продолжать почти до бесконечности.
Некуда деваться
Для многих видов бизнеса наличие развитой сети представительств в регионах России — жизненно необходимое условие для нормальной работы. Так, например, компания «Джон Дир» (производитель лесозаготовительной техники), с одной стороны, переводит функции головного офиса из Петербурга в Москву, а с другой — особое внимание уделяет региональным дилерам. «Мы постоянно поддерживаем контакт с нашими дилерами в Сибири, на Урале, на севере России, на Дальнем Востоке, — рассказывает Валентин Кушнерев, директор по маркетингу и продажам компании «Джон Дир». — Кризис дал нам возможность пересмотреть варианты сотрудничества с потребителями в этих регионах, проанализировать их потребности и изменившееся материальное положение. Как только стало ясно, что наши клиенты испытывают серьезные финансовые трудности, мы начали предлагать им технику, уже бывшую в эксплуатации, более тщательно вести переговоры по условиям финансирования покупок. В любом случае основные природные ресурсы России находятся далеко за пределами Москвы и Петербурга, и осваивать их все равно необходимо».
Есть и еще один немаловажный для самых разных видов бизнеса фактор, который заставляет компании смотреть в сторону регионов. Это рынок аренды. По словам Сергея Николаева, в Петербурге с помещениями в аренду дела обстоят хуже, чем где бы то ни было в России. И с этой точки зрения развитие региональных проектов, особенно для розничных бизнесов, тоже приобретает дополнительный аргумент в свою пользу.
Кстати
С января по июль 2009 года в России было построено 25,7 млн м2 жилья. При этом в 45 субъектах РФ отмечено увеличение темпов строительства жилья.
Всего в 2009 году планируется ввести в эксплуатацию 57,3 млн м2 жилья, что на 10,2% выше показателя, запланированного программой по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье».