00:0022 сентября 200900:00
16просмотров
00:0022 сентября 2009
Прокурорам следует принимать во внимание, что сфера закупок продукции для государственных нужд наиболее подвержена коррупционным проявлениям, поэтому мероприятия, направленные на обеспечение прозрачности и эффективности размещения заказов на поставку продукции, должны в обязательном порядке предусматриваться в региональных антикоррупционных программах.
В процессе защиты прав предпринимателей прокурорами некоторых субъектов Российской Федерации неверно используется такая мера реагирования, как предостережение, которое должно направляться лишь в случаях имеющейся информации о готовящемся правонарушении. Предостережение не является средством реагирования на уже принятые незаконные правовые акты, нарушающие права предпринимателей.
Незаконные нормативные правовые акты, нарушающие права хозяйствующих субъектов, касаются практически всех сфер предпринимательской деятельности — строительной, торговли и оказания различных услуг населению, производства и оборота алкогольной продукции, товаров народного потребления.
В ряде случаев органы местного самоуправления обкладывают предпринимателей прямыми поборами под видом добровольного пожертвования или участия в благотворительных мероприятиях. Например, прокурором одного из районов Удмуртской Республики принесен протест на постановление главы муниципального образования, которым был установлен сбор денежных средств с населения и предпринимателей на благоустройство и содержание рыночной площади под видом добровольного пожертвования.
С превышением полномочий принимаются нормативные правовые акты и в иных сферах предпринимательской деятельности.
Так, в 2007 г. прокуратурой г. Санкт–Петербурга опротестованы распоряжения администрации Санкт–Петербурга об утверждении территориальных строительных норм, устанавливавших требования (в том числе вводивших ограничения) к проектированию и строительству на территории Санкт–Петербурга и обязательные для применения всеми хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности, тогда как согласно Градостроительному кодексу РФ полномочия субъектов Российской Федерации по разработке градостроительных норм и правил не предусмотрены. На основании решения суда правовые акты приведены в соответствие с законом в части установления добровольного порядка применения ТСН.
Выявляются факты вторжения органов власти субъектов Федерации в сферу правового регулирования, находящегося в исключительной компетенции Российской Федерации, например установление стандартов в различных видах предпринимательской деятельности, в том числе таких, как: строительные нормы и правила, правила и стандарты дорожного движения.
Очень серьезные препятствия осуществлению предпринимательской деятельности создает недружественный захват предприятий (рейдерство), законодательного определения которого до настоящего времени не существует. Эти новые формы противоправных деяний требуют серьезной адаптации правоохранительных органов. Интерес «рейдеров» в последнее время переключился также на неправомерное завладение землей. Данная проблема носит практически повсеместный характер, однако особенно актуальна, например, для Московской области. Захватываются земельные участки сельскохозяйственных предприятий, скупаются паи дольщиков, при этом фальсифицируются документы, как следствие — земли выводятся из сельхозоборота и застраиваются коттеджами, огораживаются заборами, в том числе в местах общего пользования.
Причинами низкой эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению, пресечению коррупционных проявлений, борьбе с условиями, создающими почву для коррупции, в частности, являются: отсутствие у правоохранительных органов достаточной информационной базы, позволяющей систематически оценивать те или иные сведения о деятельности чиновников и их доверенных лиц, о совершении последними крупных сделок, о сомнительных решениях должностных лиц, фактах ограничения предпринимательской деятельности и т.п. Так, предприниматели, в отношении которых совершаются подобные преступления, зачастую не обращаются с заявлениями в правоохранительные органы и соглашаются на выдвигаемые требования, во избежание «конфликта» с контролирующими, а иногда и правоохранительными органами, который может обернуться неблагоприятными последствиями.
При установлении виновности должностных лиц правоохранительных органов прокуроры ориентируются не только на привлечение к ответственности виновных лиц, но и в каждом случае решают вопрос о возможности предъявления к ним регрессных исков, направленных на возмещение вреда, причиненного интересам субъектов предпринимательской деятельности. В случае необоснованного привлечения субъектов предпринимательской деятельности к уголовной ответственности принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования.