Порт сносит на мель

Автор фото: "ДП"

Грузооборот порта Петербурга в январе упал на 28,4%. Самые доходные контейнерные перевозки сократились на 35,4%. Эксперты пока говорят лишь о временных трудностях.

Согласно опубликованным ИАА Infranews неофициальным данным (официальной сводной статистики пока нет), в январе грузооборот порта составил 2,97 млн тонн, что на 28,4% меньше уровня января 2008 г. Наибольшие потери по минеральным удобрениям (58,6%), рефрижераторным (42,3%) и навалочным грузам (39,3%).
Самым печальным для городских стивидоров стало падение контейнерного оборота, которое приносит им наибольшую прибыль. Операция по перегрузке контейнера приносит стивидорам выручку примерно в $200, тогда как тонна угля - лишь $2-3, а металла - до $10. Чтобы успеть занять место на растущем и прибыльном рынке под контейнерные терминалы в Петербурге был перепрофилированы лесной (ОАО "Петролеспорт") терминал и ведутся работы на угольном (ОАО "Морпорт СПб") и терминале минудобрений (ЗАО "Балтийский балкерный терминал").
Однако январь вслед за провальными декабрем и ноябрем показывает спад интереса грузоотправителей к контейнерам: ЗАО "Первый контейнерный терминал" потерял 22% этих грузов, "Петролеспорт" - 56%, ООО "Моби Дик" - 58%, ЗАО "Русмарин Форвардинг" - 49%. Напротив, перевалка цветных металлов увеличилась в прошлом месяце на 26,3% до 125 тыс тонн, черных металлов - на 14,9% до 233%. Перевалка угля, который ранее признавался всеми стивидорами "грязным" (с экологической точки зрения) грузом увеличилась в январе в несколько раз до 193,4 тыс тонн.
Таким образом, порт Петербурга вновь возвращается к концепции сырьевого порта, временно расставаясь с реноме технологически продвинутого транспортного узла, "заточенного" на обработку контейнерных и также сокращающихся автомобильных грузов.
Гендиректор Infranews Алексей Безбородов, в качестве позитивных сигналов, которые позволяют говорить о том, что большинство городских стивидорных компаний сумеет благополучно пережить кризис, указывает рост перевалки угля и металлов, в поставках которых заинтересована китайская промышленность. Реанимацию контейнерного бизнеса он ждет через полгода, когда утихнут курсовые колебания валют. В том, что трудности у стивидоров временные, говорят и они сами, не предполагая пока экстренных мер по спасению бизнеса.
Денис Лебедев