Аркадий Дворкович: население и бизнес должны более взвешенно относиться к рискам

Автор фото: dp.ru

Выступая перед журналистами в Москве, помощник Президента РФ рассказал о том, как Администрация президента и Правительство борются с финансовым кризисом, о его причинах и последствиях.

«В мире сейчас происходят совсем непростые события, в мире происходит кризис и большая неопределенность, но это не повод для того, чтобы менять свое поведение и жизненные убеждения, - уверен Аркадий Дворкович. - С фундаментальной точки зрения нет никаких причин опасаться, что у нас, в России, может быть валютно-банковский и долговой кризис.
Мы пережили период бурного роста. Сейчас, очевидно, темпы роста замедлятся. Население и бизнес должны более взвешенно относиться к рискам и к перспективам роста доходов. Должно произойти снижение темпов роста объемов кредитования граждан, которые до сих пор составляют 40-50%. Такие темпы роста вызывают, конечно, большие вопросы.
Рост, который происходил, был основан на достаточно уникальной модели финансовой системы и уникальной модели рефинансирования. Рост основывался на нашей открытости, возможности использовать растущий поток валюты в страну как за счет торговли дорожающей нефтью, так и за счет притока капитала, который составлял в последние годы уже внушительные цифры. Причем большая часть роста уже не была связана с добычей нефти и газа. Активно росла розничная торговля, обрабатывающая промышленность и строительство. Они росли за счет расширения возможностей кредитования.
Банковский сектор, обеспечивший эти возможности, сам по себе в результате наличия этой модели стал очень привлекательным, в него стало выгодно инвестировать и его капитал сильно увеличился. Именно собственный капитал банковской системы является сегодня одной из подушек безопасности российской экономики.
Дальнейший рост невозможен без новой модели рефинансирования. Старая закрылась, старой уже не существует и в ближайшие годы она вряд ли себя воспроизведет. Идет серьезная дискуссия о том, какой должна быть новая мировая финансовая система, по каким правилам должны действовать финансовые институты, заемщики, игроки и инфраструктурные компании на финансовых рынках.
Правила будут меняться. Будут применяться более жесткие требования и к капиталу, и к ликвидности, и к прозрачности финансовых институтов. Мир будет двигаться в эту сторону. Это не значит, мы должны полностью копировать то, что происходит в мире. Но совсем не смотреть на эти тенденции невозможно.
Как только возникнет новая модель рефинансирования, как только деньги Центробанка наполнят финансовую систему, и банки будут уверены, в том, что в течение нескольких месяцев, а лучше – нескольких лет такие-то модели рефинансирования будут работать, они вернутся к кредитованию реального сектора. Тогда восстановится и фондовый рынок. Неизбежно.
Я уверен, что такую модель рефинансирования мы создадим в ближайшее время. Законы сейчас принимаются быстро. Мы считаем, что дополнительные законодательные инициативы должны быть связаны уже не с какими-то срочными мерами по стабилизации финансовых рынков, а с формированием долгосрочной финансовой политики. Это законы, связанные с консолидацией банковского сектора, с упрощенной реализацией залоговых прав, с функционированием финансовой инфраструктуры, например, депозитарной системы.
Мы стремимся создать равные условия для работы банков, независимо от их величины. Чтобы у каждого банка, который не вел себя на рынке слишком агрессивно, был шанс продолжить работу. Крупные банки в силу своей значимости и так могут рассчитывать на государственную поддержку.
Кроме действий непосредственно в банковском секторе, мы стремимся сгладить отрицательные последствия финансовых трудностей в реальном секторе. Мы обеспечиваем поддержку промышленности и строительной отрасли, чтобы банки почувствовали, что риски в этих секторах не такие высокие. Снижать риски мы будем за счет государственного заказа. Это особенно важно в жилищном строительстве. Деньги на выкуп построенных квартир у государства есть, есть деньги и на поддержку системы ипотечного кредитования. Если мы их задействуем, банки будут уверены, что квартиры будут проданы и станут кредитовать стройку. То же самое касается промышленного сектора, где велика доля государственного заказа. Государство может поддержать своими деньгами рефинансирование внешних долгов предприятий, а, может быть, и внутренних.
Наконец, еще один момент, который важен. Мы прекрасно понимаем, что сегодняшний период приведет к отсеву слабых игроков, к тому, что выживать будут те, кто сильнее. И считаем, что во всех случаях, когда инвесторы стремятся консолидировать активы, когда без инвестиций эти активы могут быть ликвидированы, мы должны консолидацию поддерживать. Консолидация сейчас является рациональным поведением. Поэтому мы будем поддерживать ее в некоторых отраслях.
Гражданам в этой ситуации опасаться нечего. Если речь идет о банках, то приход нового инвестора означает сохранение банка, сохранение клиентской базы и защиту интересов вкладчиков.
Вопрос о 100% гарантии вкладов без лимита является актуальным, но спорным. Люди, которые держат крупные вклады в банках, более внимательно следят за тем, в какой банк они вкладывают. И будет только лучше, если эти вкладчики, чьи вклады превышают гарантированные законом 700 тысяч рублей, будут обращать внимание на риски банка».