Растут ряды людей, кто осознанно отказывается от телевизора. И даже финансовый кризис (где он сейчас, как развиваются события?) не заставит их нажать на кнопку "Вкл.".
Масштабы потерь среди телезрителей катастрофическими для производителей
телевизоров пока не назвать. Говорящий ящик для большинства по-прежнему остается
лучшим другом. Что подтверждают и исследователи, и отчеты о продажах. Так, фонд
"Общественное мнение" выяснил, что треть россиян больше всего любит проводить
свободное время, уткнувшись в телевизор.
Год от года растут и продажи электроники. Причем по всему миру. Согласно
исследованиям, проведенным компанией Discovery Research Group, общий объем
продаж телевизоров в Европе и США ежегодно увеличивается на 10-25%. И рост цен
на них не помеха - доля телевизоров на рынке в стоимостном отношении превышает
60%. Россияне стараются не отставать от цивилизованного мира: в 2007 г. объем
продаж ЖК-телевизоров в нашей стране превысил 50%. На этом фоне число отказников
от телевизоров, конечно, теряется как капля в море. Но это пока.
История отказа от телевизора Екатерины Точанской, экономиста компании,
занимающейся проекционными технологиями, началась с рождения детей. Сначала все
время уходило на заботу о малышах, а те часы, что оставались для себя, родителям
вдруг стало жалко тратить на просмотр телепередач. А когда дети подросли, от
телевизора отказались абсолютно сознательно. Смотреть то, что демонстрируют на
телеканалах, особенно отечественных, Екатерина считает удовольствием из разряда
сомнительных.
Полина Ермакова, сотрудник одного из петербургских издательств, отказалась от
телевизора не только и не столько по идеологическим или эстетическим
соображениям. Просто однажды, сняв квартиру, она обнаружила, что там нет
телевизора. "Вскоре я поймала себя на мысли, что просто забыла о его
существовании. Теперь искренне сочувствую людям, кто свое свободное время
проводит перед телевизором", - говорит Полина.
Отказ от телевизора вовсе не означает отказа от информации. Утоляют
информационный голод новостями из Интернета, радио, прессы. Екатерина Точанская
считает, что зависимость от телевизора формируется быстрее и она сильнее, чем от
других источников информации. "На телеэкране два потока информации: видео,
формирующее - и подчас подсознательно - мнение, и аудио. При помощи видеоряда
можно как раскрашивать новость, так и окрашивать ее в тот цвет, который нужен
каналу", - говорит Екатерина.
Психолог Сергей Крутов считает: в том, что люди отказываются от телевизора
или, напротив, сидят перед ним, сутками не выпуская из рук пульт, нет ничего
плохого. Главное, чтобы при этом человек осознавал мотивы и потребности, зачем
он это делает. Есть мнение, что сегодня примерно каждый второй из тысячи россиян
обходится без телевизора. И этот выбор сделан осознанно.