"Митя, с такими фотографиями ты должен быть шестидесятником с бородой до пояса", – сказал Юрий Молодковец о новом проекте Харшака.
Сам Митя Харшак фотографом себя не считает, скорее патриотом-краеведом,
который хочет сохранить для потомков уникальный исторический момент. С 2002 года
главный редактор журнала "Проектор" снимал архитектурные памятники Петербурга,
упакованные в строительные леса. В отличие от знаменитого "декоратора" фасадов –
Кристо, который драпирует все, что под руку попадется, дом или целый остров,
Харшак просто фиксирует изменения окружающей среды. Поэтому в аннотации к
выставке "Город в лесах" ее автор и назван экологом.
Ему сфинксы, церкви, дворцы в деревянной или пластиковой сбруе не кажутся
уродливыми, а напоминают об архитектуре конструктивизма. "Выходной" решил задать
Мите Харшаку несколько вопросов о выставке, которая только что открылась - и
вот-вот закроется - в лофт-проекте "Этажи".
- Почему леса?
- В 2002 году Питер готовился к 300-летию и был весь покрыт строительными лесами. Мне как дизайнеру близка тема конструктивизма, а городской среде ее явно не хватает. К архитектурным памятникам этой эпохи у нас относятся по-свински. В Германии, например здания 20-х годов находятся под охраной ЮНЕСКО. Короткий период конструктивизма 1920-1930-х стал важной вехой в истории мировой архитектуры. Шесть лет назад благодаря лесам город насытился новыми объектами, передающими совсем другую пластику и настроение. Причем я снимал только те леса, которые "приготовлены" по старым технологиям – из крест на крест прибитых досок.
- Почему леса?
- В 2002 году Питер готовился к 300-летию и был весь покрыт строительными лесами. Мне как дизайнеру близка тема конструктивизма, а городской среде ее явно не хватает. К архитектурным памятникам этой эпохи у нас относятся по-свински. В Германии, например здания 20-х годов находятся под охраной ЮНЕСКО. Короткий период конструктивизма 1920-1930-х стал важной вехой в истории мировой архитектуры. Шесть лет назад благодаря лесам город насытился новыми объектами, передающими совсем другую пластику и настроение. Причем я снимал только те леса, которые "приготовлены" по старым технологиям – из крест на крест прибитых досок.
- Когда леса сняли, стало хуже?
- Стало, традиционно. Упакованные объекты, будь то Петропавловский собор или Мариинский дворец, приобретают совершенно новую архитектурную и дизайнерскую пластику.
- Стало, традиционно. Упакованные объекты, будь то Петропавловский собор или Мариинский дворец, приобретают совершенно новую архитектурную и дизайнерскую пластику.
- В вашем проекте больше фотографии или перфоманса, который может
быть плоским, объемным, каким угодно?
- Здесь только фотография – классическая, черно-белая без обработки. Начинал снимать на узкую пленку, затем перешел на цифру. В итоге 31 лучшая работа появилась на выставке в честь моего 31-летия, и закроется она 31 октября, вечером. Я продолжаю снимать "Город в лесах" до сих пор, настолько меня увлекла тема проявления сущности города через внешний скелет. Вряд ли на наш век выпадет еще одна такая глобальная реставрационная атака. Может, к 350-летию, разве что… Доживем – увидим.
- Здесь только фотография – классическая, черно-белая без обработки. Начинал снимать на узкую пленку, затем перешел на цифру. В итоге 31 лучшая работа появилась на выставке в честь моего 31-летия, и закроется она 31 октября, вечером. Я продолжаю снимать "Город в лесах" до сих пор, настолько меня увлекла тема проявления сущности города через внешний скелет. Вряд ли на наш век выпадет еще одна такая глобальная реставрационная атака. Может, к 350-летию, разве что… Доживем – увидим.
- А сегодня что интересного происходит с
фасадами?
Последнее время здания на реставрации стали прикрывать фальш-фасадами, распечатанными на широкоформатном плоттере. Вот где источник дохода полиграфистов!
Последнее время здания на реставрации стали прикрывать фальш-фасадами, распечатанными на широкоформатном плоттере. Вот где источник дохода полиграфистов!
- Новая примета времени?
В таких деталях, чей век несравнимо короче жизни архитектурного сооружения и есть дыхание времени. Если бы не витрины и вывески, строительные леса и фонарные столбы, остановки транспорта и уличная реклама – одним словом, все, что формирует современную городскую среду, то город был бы застывшим памятником, а не живым и развивающимся организмом.
В таких деталях, чей век несравнимо короче жизни архитектурного сооружения и есть дыхание времени. Если бы не витрины и вывески, строительные леса и фонарные столбы, остановки транспорта и уличная реклама – одним словом, все, что формирует современную городскую среду, то город был бы застывшим памятником, а не живым и развивающимся организмом.