Почему горожане средней руки отдыхают на Крестовском

Автор фото: http://danielad.sotaweek.ru
11-й трамвай уже полвека ходит с Васильевского острова к Приморскому парку победы на Крестовском

Скоро Каменный остров превратится в правительственную резиденцию. Впрочем, еще в XVIII веке эти места облюбовали власть имущие. Люди попроще отдыхали на Крестовском острове.

Благодаря дворцам и роскошным дачам состоятельных петербуржцев Елагин и Каменный острова получили статус императорских и аристократических. Крестовский же пользовался популярностью у петербуржцев средней руки: чиновников, купцов и т. д. Здесь отдыхали и развлекались, несмотря на то, что часть парков находилась в частном владении. Сады были одними из главных мест увеселений и развлечений горожан. Если в 1838 году было чуть более 1 тыс. парков, то в 1874-м – уже около 2 тыс.
Поскольку поначалу на Крестовском острове любили отдыхать иностранцы, причем в основном немцы, то для них открылся трактир с незатейливым названием "Немецкий". В 1788 году к нему присоединился "Русский трактир". Меню было простое, но разнообразное. А вот всем напиткам посетители обоих заведений предпочитали пиво. В XVIII веке индустрия развлечений еще только начинала развиваться и потому часто имела стихийный характер.
Одной из любимых забав немцев было празднование Куллерберга (от нем. kullern – катиться кувырком), аналог славянского праздника Ивана Купалы. В ночь на 24 июня на остров высаживался десант, состоящий из немецких купцов, мастеровых, ремесленников. Будучи людьми практичными, ночные посетители брали с собой не только домочадцев, но и запасались провизией, горячительными напитками на 2–3 дня, палатками. А потом гуляли сутками.
В XIX столетии организацию развлечений взяли в свои руки предприниматели. Чтобы добиться успеха, им приходилось прислушиваться к запросам потребителей. Зимой для горожан устраивали катание с ледяных гор на лубках, ледянках или санях. Летом петербуржцев развлекали фейерверками, полетами на воздушных шарах (монгольфьерах), выступлениями оркестров. Свое мастерство демонстрировали акробаты и гимнасты. Долгое время любимчиком публики был акробат Иосиф Вейнерт, который ходил со связанными ногами по канату, натянутому на высоте более 20 м.
Помимо щекочущих нервы аттракционов, для зрителей устраивали постановки на актуальные темы. Например, спустя месяц после начала русско-турецкой войны в 1877 году в Крестовском саду давали представление "Взятие турецкой крепости". Постановку сопровождали выступления кавалеристов, пехоты и артиллерии, а также весьма выразительная игра на музыкальных инструментах венского дамского оркестра.
Поскольку остров находился в частном владении, то за желание отдохнуть и развеяться посетителям приходилось раскошеливаться. Стоимость была невысокой – 30 копеек, без ограничения по времени. Постепенно сад на Крестовском острове разрастался. К началу 1870-х гг. на его территории работали два трактира и кафешантан французской певицы Луизы Филиппо. Позднее на их месте построили ресторан "Крестовский сад" с концертным залом и театром. Владельцем этого чрезвычайно популярного заведения был купец первой гильдии, почетный гражданин города Хабибула Ялышев.
Концертная и театральная программа отвечала вкусам более взыскательной публики, чем та, которая посещала трактиры. Здесь выступала мегазвезда русской эстрады Надежда Плевицкая. Кстати, литерная ложа бенуара в концертном зале стоила 9 рублей, кресла первого ряда – 2 рубля, стулья до шестого ряда – 75 копеек, скамейки – 40 копеек, а за возможность постоять на галерке зрители отдавали 20 копеек.
В 1900-е годы в Петербурге резко возрос спрос на недвижимость и землю на Петербургской стороне и ее островах. Дело в том, что в 1903 году открыли Троицкий мост, и перебираться с одного берега на другой стало легче. До этого на острова обычно добирались на "косоушках" (больших лодках) или пароходе, ходившем от Летнего сада (билет стоил 20 копеек). Таким образом мост повысил инвестиционную привлекательность района, и здесь принялись возводить целые кварталы. Позднее, когда проложили линию конки, то от Невского проспекта до Петербургской стороны стали добираться быстрее и дешевле – за 6 копеек.