Патентные спекулянты атаковали петербургский бизнес. "Деловой Петербург" узнал, кому на самом деле принадлежит товарный знак и логотип "Пятерочка", зачем IKEA патентовала каждую букву в названии, и почему "Зенит" остался без конфет.
Владельцы бизнеса не горят желанием разбираться со своими
товарными знаками. Пользуясь этим, патентные спекулянты и киберсквоттеры
перехватывают известные товарные знаки и доменные имена и предлагают их
выкупить. При этом они действуют совершенно законно.
Эксперты говорят, что несколько лет назад небольшая
петербургская компания накрыла весь ретейл одним махом.
Она зарегистрировала знаки "Пятерочка", Metro, IKEA, Mega и
многие другие. Сейчас товарный знак и логотип "Пятерочка" принадлежат компании
"Спик Глобал Лимитед" (Кипр). По лицензионному соглашению ими пользуются ООО "Агроторг" и ООО
"Агроаспект", принадлежащие X5 Retail Group.
Торговый комплекс "Мега-центр" в Калининграде, не имеет
ничего общего со шведской компанией IKEA, которая реализует под брендом МЕГА
сеть торгово-развлекательных комплексов в России.
IKEA пришлось патентовать каждую букву в отдельности, из-за
того что похожий товарный знак был зарегистрирован другой компанией, Но и тут ее
поджидали неприятности. Ей пришлось отстаивать свое право на букву "м" в палате
по патентным спорам. Мотивация противников была следующей: приоритетное право на
эту букву имеют станции метро и мужские туалеты.
Интернет пестрит предложениями купить разнообразные торговые
марки. Среди них Prosto, Webmaster, Zebra, "Империя вкуса", "Алтын", "Копейка",
"Полушка", "Кухмастер". На территории Германии предлагается воспользоваться
брендом MEDVEDEV в отношении пива, водки и табака.В 1990-е
годы, когда регистрация заявки была недорогой (800 рублей), патентовали
все возможные слова и выражения, например слова с корнем "петро", говорит
управляющий торговыми марками компании "Юпитер" Андрей Григорьев.
"Сейчас зарегистрирован уже весь орфографический словарь", -
шутит патентный поверенный Вадим Усков.
Цены на торговые марки колеблются от нескольких тысяч до
нескольких миллионов рублей. Если взять за основу среднюю цену (1 тыс. евро), то
объем рынка для современного словаря (180 тыс. слов) достигает 180 млн евро. Эту
цифру нужно умножить на 45, потому что полную защиту бренда дает лишь
регистрация по всем 45 классам Международной классификации товаров и услуг
(МКТУ).
Активными игроками на рынке являются Зкомпания "Янтарная
комната" и кооператив "Кофлот". Они, например, вели переговоры о переуступке
доменного имени Nokia-Siemens. До недавнего времени "Янтарная комната" владела
знаком "ЛЭК" в одном из классов МКТУ.
Глава "Кофлота" Владимир Васильев разместил в Интернете объявление: "ЗАО "Янтарная комната" было создано для торговли товарными знаками, и таких сделок было совершено примерно на $60 тыс. Цена бизнеса полностью - 270 тыс. евро. По запросу будет отослан файл (ок 2 Мб) с выдержками из базы данных Роспатента по имеющимся товарным знакам".
Глава "Кофлота" Владимир Васильев разместил в Интернете объявление: "ЗАО "Янтарная комната" было создано для торговли товарными знаками, и таких сделок было совершено примерно на $60 тыс. Цена бизнеса полностью - 270 тыс. евро. По запросу будет отослан файл (ок 2 Мб) с выдержками из базы данных Роспатента по имеющимся товарным знакам".
Патентный поверенный фирмы "СБС" Виктор Севастьянов
вспоминает, что он заставил футбольный клуб "Зенит" зарегистрировать товарный
знак в классе "Одежда, обувь и головные уборы". Убедить клуб сделать то же самое
в классе "Кондитерские изделия" ему не удалось. В итоге клуб не может выпускать
фирменные конфеты.