Почему в Петербурге исчезают "газели"

Автор фото: www.carclub.ru

Время "газелей" в Петербурге, судя по заявлениям городских властей, подходит к концу. В подтверждение чему одна из компаний-перевозчиков отправила маршрутку в музей. Пока чисто символически, то есть сказали, что передадут в Музей общественного транспорта (а там пока места лишь для устаревших трамваев и троллейбусов). Жаль, водителей маршруток не поместить в музей как отдельный экспонат.

В Петербурге маршрутные такси появились в начале 1990-х. Городские перевозчики закупали автомобили, выпущенные на заводах Ford и Mercedes. И только потом перешли на "газели". Их производство в Нижнем Новгороде началось в 1994 году, что помогло вывести Горьковский завод из экономического кризиса.
Спустя пару лет "автобусы малой вместимости" заполонили всю страну, от Хабаровска до Калининграда. И несмотря на то, что в Петербурге маршрутки исчезнут (по заверениям городских властей, уже в 2010-м), завод не планирует сворачивать их производство. Как минимум до 2013 года. Ведь сейчас спрос на "газели" не меньше, чем в середине 1990-х. Во всяком случае в регионах, да и Москва не собирается отказываться от них.
Разница между жизнью "газели" в Петербурге и Москве в том, что в столице из-за жесткой конкуренции (более 80 коммерческих перевозчиков) компании постоянно обновляют свой автомобильный парк.
В Петербурге же после транспортного конкурса 2005 года статус перевозчиков получили всего шесть компаний, а остальные (по разным данным, от 17 до 53) оказались в роли нелегалов и мало заботятся о техническом состоянии своих автомобилей.
Для предпринимателей "газель" стоимостью 300–400 тыс. рублей, рассчитанная на 13 человек, стала в свое время настоящим открытием. Срок ее окупаемости всего полтора года. Большие низкопольные автобусы, которые сегодня по требованию городской администрации должны заменить "газели", стоят не менее 7 млн рублей...
Горожанам маршрутки в середине 1990-х дали возможность с ветерком добираться до места назначения без долгих ожиданий на остановке, оттоптанных ботинок и помятых рубашек, как это было в случае с общественным транспортом. Опаздывая на работу, пассажиры стали закрывать глаза и на проезд стоя, и на остановки в неположенном месте, и на нарушения всех правил дорожного движения.
Привыкли даже к тому, что все стоят друг к другу гораздо ближе, чем в комфортабельном автобусе. Не только потому, что меньше пространства. Просто атмосфера особая. Здесь и шансон, и кавказские напевы, и "маршрутный" фольклор, достойный отдельного юмористического сборника. Чего стоят "Хряпнешь дверью – получишь монтировкой", "Тише скажешь – дальше выйдешь" и т. п.
По замыслу петербургской градоначальницы, низкопольный автобус, заменивший "газели", должен увезти петербуржцев в Европу. А маленькие желтые "корыта с гвоздями" останутся странам ближнего зарубежья. Или ЮАР, Индии, Кубе и Нигерии, где маршрутки тоже популярны. Главное, чтобы планы городских властей не увязли в неплатежеспособности перевозчиков и их нежелании работать за спасибо.