Петербург – город народных гуляний и ледяных горок

Начало народным гуляньям положил Петр I – большой любитель веселья. Но с настоящим размахом стали гулять в царствование Екатерины II. Праздники устраивали на Неве, напротив Зимнего дворца, а впоследствии – на Адмиралтейском лугу (на площади у Адмиралтейства) и Царицыном лугу (Марсово поле). Там возводили ледяные катальные горки и многочисленные балаганы.

<b>В Петербурге</b> главной особенностью праздников, в отличие от европейских стран, было катание на маленьких санках с ледяных гор. Это было привычным делом для петербуржцев, но поражало иностранцев. Катальные горы высотой около 10 м с уклоном к реке строили из досок. Горку поливали водой до тех пор, пока она полностью не покрывалась льдом. С одной стороны устраивался на реке каток, а по другую сторону находилась лестница. С утра до поздней ночи люди пользовались горкой, платя всего по одной копейке за спуск на специальных маленьких санках. С огромной скоростью они мчались по катку.
<b>Вот оставшиеся </b>в истории нашей страны впечатления иностранца о катальных горах: "В Петербурге в этом году были три ледяные горы. Зрителей при этом было столько же много, как и тех, кто предавался развлечению. Поскольку не слыхать, чтобы многие из них калечились, то забава эта, вероятно, не так опасна, как кажется".
<b>Рядом с горками</b> возводили огромное количество разнообразных балаганов. Они представляли собой деревянные строения, снаружи украшенные флажками и афишами, внутри стены обивали цветной материей. Кроме того, как правило, в балаганах сооружали сцену для выступления артистов – народных талантов.
<b>До начала ХIХ века</b> в балаганах выступали артисты со сборными программами – акробаты, фокусники, дрессировщики и прочие. С начала ХIХ столетия главным представлением стали пантомимы-арлекинады, то есть мимические спектакли, где арлекин играл ведущую роль, а также пьесы и сценки из русского народного быта. Большую популярность в этот период приобрели так называемые балаганные театры Х. Лемана и братьев Легат.
<b>В балаганах</b> устраивали звериные и кукольные представления, иногда – панорамы с движущимися картинками. Часто вместо настоящих экзотических животных зрителям показывали домашних собак и кошек. Например, хорошо загримированных крупных котов выдавали за молодых тигров, а подстриженных особым способом и подкрашенных пуделей – за маленьких львят. Естественно, это вызывало у невзыскательной публики веселье.
<b>Часто в балаганах </b>выступали "штукари", которые вводили в заблуждение добродушных людей финтами, не лишенными остроумия. Так, например, они предлагали "осуществить путешествие вокруг света" всего за 5 копеек. Встречая каждого посетителя поклоном, "штукарь" обводил его вокруг круглого стола, на котором горели лампы, и в заключение говорил, что путешествие закончилось. В ответ на возмущенные заявления посетителей, что это обман, он скромно отвечал: "Помилуйте! За 5 копеек и можно совершить путешествие только вокруг искусственного света". Обманутым, чтобы не стать посмешищем за свою глупость, приходилось уступать место новому легковерному.
<b>К концу ХIХ века</b> конкурентом арлекинады стала мелодрама. Иногда частью программы было концертное отделение. В балаганах выступали дрессировщик А. Дуров, хор М. Пятницкого и оркестр В. Андреева. Праздничное веселье продолжалось всю масленичную неделю, а когда в воскресенье наступал полночный час, возвещавший о наступлении Великого поста, в Петербурге все замирало и затихало. Но по сведениям историков, катальные горы и балаганы обычно не разбирали до наступления Пасхи.
<i>Ростислав Николаев, "ДП"</i>