Есть ли у Петербурга шансы стать инновационной столицей России

В соответствии с планами городских чиновников, доля инновационной продукции в Петербурге в 2011 году составит 10,3%, объем затрат на технологические инновации – 22,7 млн рублей. Достижению этих целей должна способствовать программа мероприятий по реализации инновационной политики на 2008–2011 годы, утвержденная правительством города.

<b>Каковы шансы</b> Петербурга стать инновационной столицей России, обсудили на недавнем круглом столе в редакции "Делового Петербурга" представители городской администрации и бизнеса.
<b>Михаил Толстобров, </b>исполнительный директор ООО "Импульсные системы":<br>В России нет современной технологической базы для производства сверхбольших интегральных микросхем. Многие транснациональные полупроводниковые компании развивают фаундри-бизнес – производство микросхем под заказ. Например, Samsung собирается за 6 лет вложить $33 млрд в развитие этого бизнеса. Можно договориться с этой компанией о строительстве такой фабрики и на Северо-Западе России.
<b>Алексей Борейшо, </b>исполнительный директор НПП "Лазерные системы":<br>Нужно развивать электронику. По нашим оценкам, решений на мировом уровне в области электроники в Петербурге, да и в России, практически нет. Мы видим выход в привлечении зарубежных специалистов в отечественные компании. Это позволит поднять культуру производства электроники и привнести новые знания, которыми мы сейчас, к сожалению, практически не располагаем. Это можно делать в том числе и на базе образующихся в настоящее время технопарков, где, благодаря концентрации большого количества инновационных предприятий, обмен опытом и знаниями происходит гораздо динамичнее.
<b>Игорь Куприенко,</b> директор Финско-российского инновационного центра:<br>Автомобильный кластер – вот что перспективно. Автомобиль – это сосредоточение инноваций из разных отраслей. Если начнем сами производить запчасти, то будет развиваться и полимерная промышленность, и приборостроение, и многие другие отрасли. Есть широко известный Детройт, и всем известны уже прозвучавшие сравнения с ним Петербурга. Но правда в том, что мировым лидером в автомобилестроении мы не станем в ближайшие 20–40 лет.
<b>Сергей Юркин,</b> технический директор НПП "ИСТА":<br>Мы разработали автомобильную подушку безопасности нового поколения на базе пневматического клапана. К этой разработке проявляют интерес лидеры мирового автопрома, мы ведем с ними переговоры. Вопрос в том, будет ли продан патент в США и в Германию или мы сами в России создадим первоклассное производство и новые рабочие места.
<b>Сергей Фивейский,</b> первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга:<br>А что хорошего в Детройте? Если вы там были хотя бы один раз, вы туда больше не захотите вернуться. Забудем это слово – "Детройт", и не будем сравнивать с нашим прекрасным городом больше никогда... Мы пойдем своим путем. В городе недавно принята комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики, она рассчитана на 4 года. В нее заложены почти 10 млрд рублей. Основные деньги пойдут на развитие инфраструктуры, которая должна быть универсальной.
<b>Алексей Удовиченко,</b> заместитель директора по инновациям и экономическому развитию Физико-технического института им. А. Иоффе:<br>Пока такого направления, как солнечная энергетика, или, конкретнее, фотоэлектрическая отрасль, нет в России, и в мире оно только создается. У нас есть возможность занять нишу – сейчас принято решение о строительстве в России завода солнечных фотоэлектрических установок. Место не выбрано, есть два варианта – Москва и Петербург. У нашего города есть козырь – технико-внедренческая зона с ее налоговыми льготами. Это позволит сэкономить около 1 млрд из 5 млрд рублей, необходимых для реализации проекта.
<b>Владимир Леонов,</b> генеральный директор "Петербургского субконтрактингового центра":<br>Ракетостроение и аэрокосмическая отрасль, а также промышленное производство в стране в тяжелом состоянии, но инженерный потенциал наших разработок очень высокий. Сегодня изделия оборонной промышленности очень конкурентоспособны на рынке. Страна, торгующая ресурсами и имеющая огромную территорию, должна иметь мощную оборону.
<i>Эльви Усманова, "ДП", рубрика "Общество"</i><i></i>