13:0206 февраля 200813:02
5просмотров
13:0206 февраля 2008
Финансовые и товарные биржи будут играть по одним правилам под бдительным надзором Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Однако участники рынка опасаются, что резкое изменение законодательства может подорвать их работу.
<b>Законопроект "О биржах </b>и организованных торгах" Госдума планирует рассмотреть в первом чтении 20 февраля. По словам главы думского комитета по финансовому рынку Владислава Резника, дальнейшая судьба этого документа напрямую будет зависеть от принятия закона о клиринге.
<b>Законопроект о клиринге</b> (система взаимных безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и услуги) сейчас находится на согласовании в Минфине, поясняет Резник. По мнению депутата, оба документа - о биржах и клиринге - должны приниматься одновременно. "Друг без друга они просто не будут работать", - уверяет глава комитета.
<b>В Думе неоднозначно восприняли </b>и сам проект закона о биржах. Несмотря на то, что документ внесен на рассмотрение парламента формально за подписью Владислава Резника, он усиленно открещивается от своего авторства. По его словам, единый свод правил биржевой торговли на самом деле писали в МЭРТ и ФСФР. Руку к тексту также приложили в Минфине и Центробанке.
<b>Нынешняя работа бирж</b> чуть ли не по законам "самоорганизации", как выяснилось, вполне устраивает парламентариев. Хотя они и не отрицают, что биржам уже давно пора зажить по общим для всех правилам, зафиксированным в одном, а не в сразу нескольких, как сейчас законах. "Многие вещи на биржах регулируются самой биржей, - говорит Резник. - Стоит ли так серьезно детализировать их деятельность?".
<b>"Любые резкие изменения</b> способны подорвать работу бирж и стать для них серьезными оковами, - соглашается гендиректор ММВБ Алексей Рыбников. - Если уж и подводить все биржи под один закон, то он должен быть настолько общим, чтобы не навредить".
<b>"Принимать закон необходимо</b>, - добавляет председатель правления РТС Роман Горюнов. - С одной стороны, мы живем в условиях морально устаревшего законодательства, а с другой, - быстро развивающегося российского рынка и серьезной конкуренции на мировом финансовом рынке. Но если мы хотим выжить, жесткие рамки не нужны".
<b>Инвестор быстро найдет замену</b> традиционным биржам, если те закуют в оковы, уверяет Горюнов. "Ему все равно, где торговать, и с учетом либеральных требований к субъектам небиржевой торговли возникнет соблазн замены биржевой торговли на электронную, - поясняет он. - Ведь на электронной площадке тоже можно делать централизованный клиринг и в домашних условиях - на компьютере".
<b>Биржевики всерьез опасаются</b>, что в законе произойдет подмена понятий, и в итоге рынок получит огромное количество не биржевых, но законных субъектов, подчеркнул Горюнов.
<b>В знак согласия в МЭРТ</b> кивают головами. В чем-то биржи могут сохранить свободу, а что-то можно оставить на усмотрение ФСФР. "Биржи должны иметь определенную свободу, но не в ущерб интересам всех участников торгов", - поясняет замдиректора департамента корпоративного управления Ростислав Кокорев.
<b>Один из таких будущих ограничителей</b> - норма о наличии у одного акционера биржи и аффилированных лиц не более 10% акций каждой категории (типа), а у одного члена биржи - некоммерческого партнерства не более 10% голосов на общем собрании членов биржи.
<b>МЭРТ исходит из того</b>, что биржа должна обслуживать интересы всего рынка, а не отдельного крупного акционера, "который будет проводить выгодное одному ему решение", говорит Кокорев.
<b>"Число в 10% - разумное</b>, - отчасти соглашается Горюнов. - И это не означает, что все на бирже будет за 10 компаниями. Но если биржа хочет создать "дочку", ей надо дать больше 10%". Хотя, по его словам, на РТС доля одного акционера по факту уже не может превышать 10%.
<b>"Закон не прописывает</b> гарантии инвесторов, а с его принятием биржи не станут надежнее", - в свою очередь, заявил dp.ru член комитета Борис Кашин. По его мнению, документ "грешит" и тем, что фактически запрещает покупать на биржах фьючерсы компаниям, не имеющим лицензии. "Они будут вынуждены делать это через так называемого информационного брокера, - говорит Кашин. - Но кто это такой, никто не понимает".