17:3928 января 200817:39
6просмотров
17:3928 января 2008
Стресс-менеджмент как способ повысить работоспособность подчиненных набирает все большую популярность. Моделируя стрессовую ситуацию, руководитель может добиться резкого всплеска продуктивности сотрудников. Но он должен знать, как потом справиться с синдромом выгорания.
<b>Ученые давно доказали, что в стрессовой ситуации человек мобилизуется,</b> что приводит к повышению производительности труда, росту креативности и генерации новых идей. Руководители не замедлили этим воспользоваться. Тем более, что и арсенал стресс-менеджмента достаточно богат: от удара кулаком по столу, постоянного пересаживания с одного рабочего места на другое до запуска ложного слуха о сокращении штата. "Нас постоянно пересаживают с этажа на этаж. Мы живем под страхом увольнения, так как увольняют периодами и пачками. Одно время даже ходили слухи, что люди начинают работать с первых этажей, а когда пересадки приводят их на пятый, вскоре следует увольнение", – рассказывает Зоя, сотрудница одной из петербургских строительных компаний.
<b>"Стрессовая реакция нужна для приспособления организма </b>к измененным условиям, к новой ситуации. Такая реакция "включает" неспецифические механизмы, которые обеспечивают адаптацию или сопротивление, – объясняет психолог, член Петербургского психологического общества Вероника Артемьева. – Ганс Селье (канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе) выделил три фазы стресса: первая – фаза тревоги. На этой стадии происходит "встряска" организма, мобилизация защитных сил и (именно на этом этапе) повышается его устойчивость. У большинства людей к концу первой фазы наблюдается повышение работоспособности. Но затем наступает вторая фаза – стабилизации. Создается впечатление, что все как будто налаживается. И затем неизбежно наступает третья фаза – фаза истощения".
<b>Как раз последней фазы и стоит бояться руководителям.</b> Как правило, менеджеры не предусматривают способов "реабилитации" коллектива, находящегося в смоделированной стрессовой ситуации. "Стресс как норма корпоративного управления – явление, увы, практически повсеместное. А психологическая грамотность российских менеджеров, их знания в области организационного поведения находятся на крайне низком уровне, – предупреждает руководитель Консалтингового бюро Алмазовой Татьяна Алмазова. – Мне известны случаи, когда даже стрессовые ситуации, смоделированные в процессе ролевой игры на корпоративном тренинге, приводили к глубоким организационным конфликтам и уходу ряда ключевых сотрудников, а отдельных участников – к затяжным нервным расстройствам и длительным больничным".
<b>Слабая сторона стресс-менеджмента заключается еще и в том,</b> что стресс повышает эффективность далеко не всех людей. По словам Вероники Артемьевой, у одних наблюдается активная реакция – "стресс льва". У других, наоборот, пассивная – "стресс кролика". Пока одни будут тянуть вверх, другие – вниз. Результат может оказаться в лучшем случае нулевым. А вот избежать фазы истощения не удастся ни в одном из случаев.
<b>Премии, "реабилитационные" тренинги могут сгладить последствия стресса</b>, но не полностью. Вероника Артемьева считает, что как бы ни была смоделирована стрессовая ситуация, у человека срабатывают биологические механизмы. Они приводят сначала к вегетативному возбуждению, а затем и к повреждению внутренних органов.
<i>Вера Свиридова, "ДП", приложение "Менеджер"</i>