00:0016 ноября 200700:00
80просмотров
00:0016 ноября 2007
Читать книги теперь - тяжелое, дискомфортное занятие. Тем более классика - вещь увесистая. Недорослей сильно выручают экранизации. Но и те, даже если сделаны с уважением к оригиналу, тягостно воспринимаются на фоне рекламы.
Экранизация «Войны и мира
Бондарчука, к примеру, для большинства теперь чересчур сложна, и это тонко
почувствовали западные кинематографисты. Поскольку они люди просвещенные, так и
имеют на русскую классику взгляд несколько как бы надменный. Их можно понять,
неактуально все это, но жаль дать пропасть неплохому сюжету, да и «бренд все
таки, «Вор энд пис. Реклама потянется следом, как пить дать, надо только
усовершенствовать кое-что. Во-первых, все герои должны быть сексуальны Ну и так
далее. Если же русским покажется, что это, мол, посягательство на национальную и
культурную святыню, то пусть сперва экономику свою наладят, рынок, а тогда и
рассуждают.
Объединенными усилиями многих стран и их бюджетов создана еще
одна киноверсия романа «Война и мир и нашему зрителю тоже показана. О
несуразностях этой постановки уже очень много сказано. Не для нас делалось,
ясно. «Разве что чудо - надеялся я. Или хоть просто увлекательное,
дорогостоящее зрелище.
Для увлекательности необходима «атмосфера,
создаваемая не деньгами, но талантом режиссера. Это вещь неизъяснимая. Атмосфера
литературного сочинения, обаяние ее - только подсказка хорошему постановщику,
ведь кино - иной вид искусства. Если согнать сплошь одних гениальных актеров,
музыкантов, художников, картины все равно не получится, без объединяющего и
руководящего таланта режиссера. Ничего не вышло и на этот раз.
Довольно
образа Наташи Ростовой, создающей впечатление отнюдь не подростка, но девушки,
видавшей виды. Запомнилось сочетание эпизода гибели в бою юного Пети Ростова и,
встык, глумливой рекламы с голым уродцем: «если даже у него ничего нет, он для
нас король!. Будь я Лев Толстой, нарочно бы встал из гроба, чтоб наплевать в
экран.
Справедливости ради замечу, что, может, и вышло бы захватывающее
зрелище средней руки для желающих посильно приобщиться к классике, если бы не
диверсионный разгром звука. Добрая половина качества фильма свирепо уничтожена
«озвучиванием. Будто враги сработали, буквально с ненавистью к искусству и
профессии. Похоже на спецзадание от компетентных органов, для повышения
патриотизма и волны протеста у зрителя, путем окончательной порчи дорогого
сердцу соотечественников произведения, подчеркнуть недоброжелательство Запада и
его фальшивую суть. На этой неделе, для сравнения, версию Бондарчука покажут, и
победа будет за нами!
Из телеэкранных впечатлений недели самое сильное -
«Мама вышла замуж с Олегом Ефремовым и молодым Николаем Бурляевым (режиссер
Виталий Мельников). Дорога каждая минута фильма. Картина 1968 г., совершенно без
комидеологии и без попыток освоить какие-либо авангардные приемы, за счет
точности смысла каждой реплики и интонации, вразумительности общей идеи и
упомянутой «атмосферы делается прямо-таки ненаглядной. Когда приятель главного
героя, недалекий подросток, с важностью утверждает: «В женщинах я ценю надлом,
так помимо юмора встает между прочим картина тогдашнего чтения - в обстановке
книжного дефицита. И она отнюдь не удручает, в отличие от нынешней. А какой
выпуклый образ рисуется, когда дядька кричит из окна: «Молодой человек,
немедленно покиньте мой автомобиль! Вот пример озвучивания: ведь кричащего не
видно. И тема алкоголизма прозвучала точно и без фальшивой истерии. И, вы не
поверите, совершенно нет ни мордобоя, ни эротики. «Это когда было? Теперь вам
самим такое не понравится! - воскликнут хором телевизионные воротилы, уверенно
держащие нас, зрителей, за ротозеев.
Будь я Лев Толстой, встал бы из
гроба и наплевал в экран.