Искусство требует жертв. Материальных

На минувшей неделе произошли два знаковых события для отечественного арт-рынка, который растет, как на дрожжах. На аукционе Кристи в Нью-Йорке были проданы те самые картины, которые вышеназванный аукционный дом совсем недавно привозил на двухдневную предаукционную выставку в Москву, в отреставрированный дом Пашкова.

<b>Картина Анри Матисса </b>"Одалиска. Голубая гармония", написанная французским гением в 1937 году, была куплена неизвестным за 33 с лишним миллиона долларов. А картина другого гения, которую также привозили в Москву – Амедео Модильяни – "Портрет скульптора Оскара Мещанинова" ушла на том же аукционе всего лишь на 2 с лишним миллиона долларов дешевле. Оба полотна были проданы, что называется "со свистом" и есть очень большие основания полагать, что их неизвестные до поры до времени покупатели были из России.
<b>И Матисс и Модильяне</b> – безусловные, всеми признанные мировые гении (в отличие, к примеру, от Пикассо, которого очень многие считают всего лишь ловким шарлатаном от искусства), но все равно вырученные суммы – просто астрономические. Что заставляет человека с большими деньгами уплачивать кровные миллионы долларов за кусочек холста с намазюканными на нем странными фигурками? Ответа нет. Тем не менее, этой странной и считающейся крайне прогрессивной тенденции стали все больше и больше поддаваться отечественные бизнесмены и просто богатые люди.
<b>И вот тут-то </b>ответ очевиден. Все замки в Жуковке уже построены, самые дорогие модификации Ferrari давно раскуплены, а некоторые из них даже и разбиты вдребезги на набережных французских курортах, так что мериться на первый взгляд больше нечем. Но это только на первый взгляд.
<b>В этой связи вспоминается</b> старый анекдот советских времен. "Софи Лорен прилетает в Тбилиси. Ажиотаж немыслимый – суперзвезда закрыта для публики и дает лишь один спектакль. После спектакля к ней в гримерку заходит солидный грузин в дорогом костюме и, не слова не говоря, протягивает ей коробочку, где лежит кольцо с огромным, карат в 20 бриллиантом. Софи Лорен немеет от удивления, а грузин говорит: "Просто когда будешь входить в самолет по трапу, оглянись и спроси: "Где ты, Дато?" Просьба не обременительная, бриллиант огромный и стоит состояние. Софи Лорен всходит по трапу, оглядывается и громко спрашивает: "Где ты, Дато?". Грузин, стоя у трапа, досадливо машет рукой: "Иди, иди! Ты мне надоела!.."
<b>Теперь представим</b> себе гигантский особняк в вековом Подмосковном Сосновом бору, все дорожки заставлены "Ролс Ройсами" и "Майбахами", хозяин дворца принимает гостей и угощает их "Шато Питрюс" 1957 года. "А вот тут у нас курительная комната, я отделал стены мальтийским дубом. Что это на стене?.. Да ерунда, Матисс. Мазня. Машка купила в Нью-Йорке. Пойдемте лучше в зал для трофеев, мне только что прислали из Уганды слона, которого мы завалили с Прохором в прошлом году. Чудо, какие бивни!.." Как и в случае с тем грузином, ради пары небрежных слов на публике платится огромное состояние. Скромный быт и тяжких труд русского капиталиста требует – ох, как требует! – маленьких радостей в виде покупки ведущего французского бакалейного дома, а для тех, у кого миллиард пока еще не скопился – живописного полотна, которому Эрмитаж и Ирина Антонова позавидуют самой что не на есть черной завистью.
<b>Для подрастающего поколения,</b> для тех, кто еще не олигарх, но стремится, в Московском ультрамодном месте под названием "Винзавод" (вонючие задворки Курского вокзала в один миг превратились в подобие лондонского Сохо!) открылась выставка номинантов на премию Кандинского, учрежденной журналом "Арт-Хроника" и Дойче Банком исключительно для участников российского арт-рынка. Причем среди отборщиков – кураторы Национальных Музеев Франции и музея Гуггенхайма, что говорит о высочайшем профессионализме жюри. Не стоит подробно останавливаться на фамилиях участников выставки, но стоит лишь отметить общий высокий художественный уровень. Человеку не сведущему это утверждение может показаться банальностью, но дело то в том, что еще 5-10 лет назад выставки отечественных художников-авангардистов напоминали своей убогостью упражнения выпивших портвейна школьников на тему "Свободное западное искусство."
<b>А ведь еще </b>после просмотра знаменитой "перестроечной" выставки Роберта Раушенберга в ЦДХ стало понятно, что contemporary art может быть весьма и весьма качественным.
<b>И вот, наконец,</b> мы дожили до качественного русского "модерна" в масштабах страны. И это притом, что старый добрый реализм и советская художественная школа (прямая наследница Императорской Академии Художеств) пока что никуда не делись, и не счесть еще живых соцреалистов, дай им Бог здоровья. Честно говоря, такое многообразие не может не радовать, как не относись отдельно к представленным на выставке премий Кандинского тем или иным художникам. Как не может не радовать тот факт, что русские художники внезапно перестали быть нищими и рисовать за еду и питье, хотя и не стали еще по настоящему богатыми.
<b>Но количество автомобилей</b> популярной у москвичей марки Bentley, которое скопилось пару дней назад на "Винзаводе", говорит о том, что современное русское искусство шагает в массы стремительно и победно. Как говорил один уроженец Симбирска (правда, совсем по другому поводу), "верной дорогой идете, товарищи!.."
<b>Еще более точно </b>выразился коллекционер, которого блестяще сыграл Борис Тенин в антикварной серии фильма "Следствие ведут знатоки": "Искусство принадлежит народу. Картины принадлежат мне".