Медиастатистика в режиме online

Вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов рассказал dp.ru о новом проекте для печатного рынка – "Медиастат".

Система представляет из себя механизм для сбора, обработки и представления статистической информации о реальных участниках российского рынка печатных СМИ.
<b>Евгений Абов:</b> Ни у одного источника нет сегодня обобщенной цифры, которая бы адекватно отображала количество реально выходящих изданий, не говоря уже об их структуре. Необходима база, делящая СМИ на федеральные или региональные, на многочисленные другие ниши, предусмотренные классификатором печатных изданий.
В принципе, эта структура создана при помощи федерального агентства по печати, которое приняло участие в создании проекта.
<b>DP.RU: Кто войдет в эту базу? И какова цель проекта?</b>
<b>Е. A.: </b>Создается база данных, которая будет учитывать реальных участников российского рынка печатных СМИ, предприятия и организации, связанные с печатью, полиграфией и с распространением печатной продукции; исследовательские компании. Главная цель проекта состоит в том, чтобы повысить прозрачность издательского бизнеса. Смысл этой прозрачности в том, что система дает возможность создать более привлекательные условия для инвестиционной активности в сегменте печатных СМИ. Ведь ни один инвестор не станет вкладываться в отрасль непрогнозируемую и с непонятной структурой доходности.
С другой стороны, проект нацелен и на то, чтобы создать более благоприятную среду для рекламных инвестиций печатных СМИ, для увеличения рекламных доходов. На сегодняшний день, на мой взгляд, самый прозрачный сегмент медиа, который более или менее можно просчитать – телевидение (интернет по степени "просчитываемости" приближается к нему, но пока еще очень мал в абсолютных объемах). С деньгами на телевизионную рекламу расстаются намного легче. Там легко можно рассчитать эффект, оценить отдачу. В печатном сегменте сделать это достаточно трудно, особенно когда речь идет об изданиях региональных.
<b>DP.RU: А кто будет поставлять вам эту информацию?</b>
<b>Е. A.:</b> Источником этой информации с одной стороны, будут сами издатели, которые, по идее, сами должны быть заинтересованы в своем присутствии в базе. Ведь она, эта база, будет основой и для инвесторов, и для планирования рекламного бюджета рекламных агентств. Источниками также станут полиграфические предприятия, таможенные службы, имеющие отношение к ввозу в страну периодической печати, а также Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия как источник информации о количестве зарегистрированных изданий.
Этот проект не претендует на использование коммерческой информации, он будет пользоваться только той информацией, которая находится в открытом доступе.
<b>DP.RU: Тогда какую информацию можно почерпнуть из базы?</b>
<b>Е. A.:</b> Например, по тиражу. Это одна из самых острых проблем этого проекта. Сегодняшней информации о тиражах в подавляющем большинстве случаев верить нельзя. И этот проект тоже нацелен на то, чтобы была усиленная служба тиражного контроля. Идея в том, что тиражный аудит должен стать рыночной нормой, и инвесторы и рекламодатели должны требовать от издателей сертификации тиражей – как это происходит во многих странах.
Но в конечном итоге наличие такого рода информации и наличие такого рода системы очевидно выгодно инвестиционным банкирам и всем, кто планирует инвестиции в печатных СМИ.
<b>DP.RU: Что это даст этим инвесторам и рекламщикам?</b>
<b>Е. A.: </b>С источником такого рода информации можно прогнозировать рост рынка, можно оценивать привлекательность рыночного сегмента и в конечном итоге оценивать конкретные бизнесы. У рекламодателей качественно улучшатся возможности планирования, возможность контролировать размещение рекламы, а это в свою очередь означает повышение доверия к печатному сегменту. В конечном итоге для самих издателей это дополнительные деньги, которые приходят в индустрию как со стороны инвесторов, так и со стороны рекламодателей.
<b>DP.RU: Что сейчас уже сделано?</b>
<b>Е. А.: </b>По заказу ГИПП разработано программное обеспечение для работы с базой данных, предусматривающее хранение информации, анализ, разные виды отчетов, онлайн-доступ к базе, запущен в тестовую эксплуатацию <a href="http://www.mediastat.ru/">сайт проекта</a>.
Также накоплен опыт работы с издателями (ГИПП на протяжении нескольких лет собирает и агрегирует информацию о крупнейших издателях – так называемые ТОП-списки).
Информация, собранная в рамках проекта, используется со ссылкой на ГИПП во всевозможных российских и международных базах данных, справочниках, обзорах и иных публикациях о российской издательской отрасли, – World Press Trends, World Magazine Trends и др., а также при подготовке ежегодного отчета Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
<b>DP.RU: Где и когда будет тестироваться система?</b>
<b>Е. A.: </b>Главная публичная презентация проекта состоится в конце этого года. К этому времени будет больше внятности и больше информации, мы сможем показать не только скриншоты, но и собственно саму работающую систему. Скорее всего одним из регионов, на котором будет тестироваться база, станет Татарстан. Во-первых, там огромное количество изданий, во-вторых, этот регион, где ведется собственный учет всего того, что в нем издается.