Креативная личность и коллективный разум

Индивидуум сливается с массами

СПб. Способен ли коллективный разум рождать нестандартные идеи? И какова роль творческой личности в команде?
Нина Хрящева, директор Института тренинга, входящего в Группу компаний "Институт тренинга - АРБ Про", считает, что противопоставлять команду и яркую креативную личность друг другу не стоит, потому что по жизни они обычно идут рядом.
"Допустим, креативная индивидуальность выдала оригинальную идею, которая кстати, но сама по себе эфемерна. Дальше ее надо перевести в концепцию, потом наступает этап реализации этой идеи, внедрения ее в жизнь, а все эти задачи - функция разных отделов и разных структурных подразделений компании", - объясняет Нина Хрящева. - Да, Билл Гейтс говорит, что если 20 лучших программистов от него уйдут, он может закрывать свою фирму. Но эти двадцать - уже команда! Наиболее эффективный путь - сочетать силу коллективного разума с яркостью креативной личности, это мировая тенденция сегодняшнего бизнеса".
На штурм
Современный подход к созданию креативных идей предполагает присутствие коллективного разума. Яркий пример - групповые методы поиска творческих решений, известные как мозговой штурм, синектика и метод Дельфи. В группе начинают работать ассоциативные механизмы, и качество группового решения часто оказывается выше индивидуального. По мнению руководителя Высшей школы отношений NRST Александра Иванова, задача коллективного разума - обеспечить поддержку креативным идеям, это оптимальное условие для их генерации. Тем самым в команде снимаются ограничения на творчество. К примеру, рядовой менеджер, даже самый неординарный, будет демонстрировать эти качества не в большей степени, чем позволяют структура компании и корпоративный контекст, в которые он вписан.
Как рассказывает директор по развитию тренинговой компании "Бизнес-коллегия" Екатерина Лебедева, существует не менее 60 определений креативности. Обычно под этим понимают способность к нестандартному, так называемому латеральному мышлению, уход от стереотипов в поведении и принятии решений.
"К счастью, все эти качества и способности у человека с интеллектом отлично развиваются", - говорит Екатерина Лебедева. По популярности творческие тренинги - в тройке лидеров, востребованность их, по всем прогнозам, будет расти.
Яркая творческая индивидуальность может восприниматься другими членами коллектива как инопланетянин.
Кстати
- Современные тренинги по развитию креативности базируются в основном на концепции Эдварда де Боно, автора известного бестселлера "Шесть шляп мышления", а также на методике ТРИЗ.