Экономическая забастовка как политический инструмент

Завтра лидер независимого ВАЗовского профсоюза Петр Золотарев рассчитывает договориться с руководством завода об улучшении положения рабочих под угрозой проведения полномасштабной забастовки. К чему это может привести, автовазовский менеджмент мог почувствовать 1 августа во время проведения превентивной стачки, когда с конвейера сходили недособранные машины. Однако в преддверии серии предстоящих выборов (депутатов Госдумы, президента и, очевидно, нового мэра Тольятти) в чисто экономическую подоплеку этой акции верится с трудом.

<b>Вообще-то, </b>временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора гарантирован ст. 398 Трудового кодекса РФ и ст. 8 Конституции России, при условии соблюдения законов страны. Забастовка – дело не новое. Первые стачки предпролетариата в Европе известны еще с XIV в., они носили ожесточенный характер. Так стихийная забастовка наемных рабочих во Флоренции в 1345 года окончилась казнью ее зачинщика - чесальщика шерсти Чуто Брандини.
<b>С тех пор</b> многое изменилось, но убивать инициаторов забастовок продолжали. Правда, в 1920-е гг. в Америке этим занимались уже не власти, а оргпреступность, да и то если не удавалось договориться с профсоюзными бонзами об их взаимодействии с заинтересованными политиками и бизнесменами на приемлемых условиях. Стачки оказались действенным инструментом в разрешении споров с политическими и экономическими конкурентами, реальным способом воздействия на власть предержащих.
<b>Несмотря на опасность</b>, работа профессиональных забастовщиков стала очень привлекательной для амбициозных начинающих общественных деятелей, поскольку сулила молниеносный рост популярности и, как следствие, возможность быстро продвинуться по политической линии. Причем дивиденды такая деятельность приносила не только в странах &#171;развитой демократии&raquo;, но и откровенно недоразвитой (к каковым многие относят и Россию, хотя кажется, что лучшие ее времена в этом смысле уже позади). Например, во второй половине XX в. стачечные движения способствовали установлению режимов в целом ряде латиноамериканских стран.
<b>В современной России</b> с сильно прореженным набором инструментов политической борьбы забастовка является чуть ли не единственным способом громко заявить о себе, да и то быть услышанным только в канун знаменательного события, например, выборов в органы власти. И хотя политэкономия учит разделять забастовки на экономические и политические в зависимости от выставленных требований, одни вполне могут сочетаться с другими или привести к неожиданным для их участников результатам. Ведь не случайно к чисто экономическим требованиям работников автогиганта (о повышении заработной платы) добавились лозунги с политической подоплекой: &#171;Нет полицейскому режиму на ВАЗе!&raquo;, &#171;Рабочие не рабы, заводы не тюрьмы!&raquo;, &#171;Даешь право на забастовку!&raquo;.
<b>Тольятти – город непростых</b>, можно сказать антагонистических противоречий. Только в интересующем нас аспекте: с одной стороны – относительно высокий уровень жизни за счет стабильной работы градообразующего предприятия, с другой – обостряющееся противостояние &#171;труда и капитала&raquo;, спровоцированное ростом социальной дифференциации между рядовыми работниками и менеджерами высшего звена. Отсюда принципиальное неприятие всего, что пытается навязать населению местная политико-экономическая элита.
<b>Однако</b>, элита, как известно, неоднородна. И противники нынешнего руководства АвтоВАЗа (фактического хозяина города) вполне могут использовать протестное настроение местного электората. Начать можно было и с забастовки…