12:1021 мая 200712:10
5просмотров
12:1021 мая 2007
Российский журналистский рынок явно испытывает приток свежей крови – на прошлой неделе сразу несколько издательских домов объявили о своих масштабных планах по запуску новых проектов.
<b>А проект журнала "Русская жизнь"</b>, о котором так долго говорили в профессиональной среде, и уже и вовсе воплотился в жизнь, начал свой тернистый путь по прилавкам торговцев периодикой, в самое что ни на есть неподходящее время – в начале лета.
<b>Издательский дом Родионова</b> (журналы "Профиль", "Карьера" и многие другие) объявил о планах продажи своих акций эдак на $70 млн, потребных для запуска пяти новых проектов. Каких – не сообщается. Группа "Эксперт" также широко афишировала в СМИ старт своего амбициозного начинания – журнала "Русский репортер", который выйдет в свет на родине первого российского президента – в Екатеринбурге.
<b>Вся эта журнальная свистопляска</b>, затеянная в самом начале сезона летних отпусков и сезонной интеллектуальной стагнации населения, заставляет задуматься – мы имеем дело с издательским бизнесом или с чем-то еще? Зачем издательскому дому, выпускающему около 20 журналов – причем отнюдь не бесспорных лидеров в своих нишах – понадобилось еще пять, причем сразу?
<b>Зачем успешной группе</b> бизнес-изданий соваться в чужую для себя нишу массовых СМИ и запускать журнал с высокой периодичностью выхода под амбициозно-патриотическим названием "Русский репортер"? Во-первых, где они найдут столько незанятых хороших репортеров, и во-вторых, про что эти репортеры будут писать-снимать в этом журнале для народа? Про сельское хозяйство и про упадок села? Про исконную нашу духовность чернецов-схимников? Про штурм космических высот? Про мифические нанотехнологии? Про "грозя врагу и рассекая волны, несутся к цели моряки-балтийцы"? Но – самое главное – непонятно, где здесь бизнес? Кто читатель журнала? Кто рекламодатель? В какой типографии будет печататься тираж и какова будет розничная цена? И кто в конечном итоге принесет кэш в редакционное помещение?..
<b>Все эти глупые и ненужные вопросы</b> снимаются разом – в том случае, если кэш в редакцию уже занесен. В самом начале, большим-пребольшим куском, и возвращать не надо. Ни с процентами, ни просто так. Конечно, бывают варианты. Олигархи тоже любят вдруг спохватиться где-нибудь месяце на седьмом после старта проекта (когда журналисты, икая от удовольствия, уже вовсю закусывают хороший скотч белужьей икрой) и возопить: "Подождите, подождите, а отдача-то когда будет?!" Примеры известны и их далеко не один... Какая отдача, папаша, дело-то политическое!
<b>А невыдача средств на государево</b> дело попахивает краснокаменским домом отдыха усиленного режима и регулярными визитами злых и очень любопытных сотрудников следственного комитета. И не суть важно в данном случае, кто будет направлять кипучую деятельность бессмысленных и беспощадных русских репортеров – бывший сетевой администратор или будущий депутат Госдумы – ибо речь идет не об издательском бизнесе в его первозданном виде, а некоей его причудливой российской флуктуации: бизнесе издательско-политическом. Ибо бизнеса подобного не чураются даже самые-самые светлые и чистые коммерсанты от печатного дела.
<b>Ярчайшим тому примером</b> служит выпуск в 1996 году издательским домом "Коммерсант" газеты "Не дай Бог!" Яркое цветное здание, выпускавшееся немыслимыми для того времени миллионными тиражами, просуществовало недолго и имело одну цель – не допустить победы лидера КПРФ Геннадия Зюганова на президентских выборах 1996 года. Содержание "Не дай Бог!" было, что называется, ниже плинтуса, изощренные издательства над Зюгановым и компартией имели отнюдь не парламентский характер и сильно преступали нормы приличия. Население, воздействовать на ум которого был призван тот агитлисток, в большинстве своем при его виде приходило в дикую ярость, зачастую тиражи номеров вагонами сваливали в овраги, кое-где сжигали. Хотя, на чей-то выбор, несомненно, "Не дай Бог!" повлиял. Но цели своей в конечном итоге многотиражная прокламация не достигла – Зюганов, как известно, выборы выиграл, да только вот решил не поднимать скандал – и президентом объявили хронического алкоголика с тремя инфарктами. Зато достиг цели издательский дом "Коммерсант", закрывший перед банком "Столичный" (впоследствии "СБС-Агро") свои многочисленные кредиты, бравшиеся под развитие издательского бизнеса уже в его чистом, первозданном виде. О чем, впрочем, мало известно.
<b>Так же мало известно</b> о том, кто именно и в каком количестве выделил средства на журнал "Русская жизнь", внешний вид и содержание которого уже можно оценить, что называется, воочию. Люди с опытом сразу же скажут, взяв журнал в руки и бегло пролистнув, что выделен не миллион и не два. Солидный состав редакции, большинство серьезных текстов, внятный макет. Во главе издания Дмитрий Ольшанский – блестящий публицист, глубокий эрудит и остроумный провокатор. Его приходу на пост главного редактора предшествовала увеселительная прогулка всех желающих по страницам сайта "Компромат.Ru", где методично выкладывались разнообразные характерные эпизоды из яркой карьеры Дмитрия.
<b>Оно понятно – битва </b>за бюджет иногда выплескивается наружу и принимает излишне публичные формы. Причем видимая часть битвы за малый бюджет (к примеру, журнала) лишь маленька-ая часть на вершине огромного айсберга под названием "Бюджет выборов". Но все-таки приятно наблюдать, что содержание предвыборной печатной продукции с момента появления "Не дай Бог!" настолько сильно эволюционировало, что издание уже можно вполне даже поставить на книжную полку, в отличие от описанного выше случая, когда после прочтения газеты хотелось вымыть руки.
<b>И тем не менее вопрос</b>, заданный вначале, повисает в воздухе: для кого все эти новые издания и зачем. То, что журнал наполняется качественными текстами известных авторов, не проясняет его сверхзадачу. За счет чего и как "Русский репортер" будет конкурировать с программой "Профессия репортер" на РТР, фантастически успешно сочетающей рейтинг с патриотизмом? Чем "Русская жизнь" будет лучше (и глубже!) "Русского журнала" Глеба Павловского, уже много лет выходящего в интернете, но по сути представляющего собой, конечно же, проект сугубо академического толка, которому более под стать консервативная бумага. Ответа нет. Хотя ответ, конечно же, есть.
<b>Но только не "чем лучше?"</b>, а "почему?" Потому что наши крупные политические лидеры еще находятся в таком возрасте, что обладание бумажным пропагандистом-агитатором для них – символическая и остро необходимая деталь политической борьбы. Как кортик для моряка. Чем выше звание, тем дороже кортик. Наши политики помнят газету "Искра" (а кто не помнит?) и стремится "глаголом жечь сердца людей". Да, да, мы снова зажжем сердца, мы создадим новое мировоззрение, мы возродим идеалы! И для этого мы должны войти в каждый дом, достучаться до каждого!..
<b>Достучаться до каждого.</b> Вот бизнес-план. Проект издания, который возродит идеалы и сформирует мировоззрение. Заметьте, на рынке СМИ зарплаты значительно выше, но мы работаем за идею, мы разделяем взгляды руководства партии и протранслируем их в лучшем виде прямо до самого электората...
Удачи, ребята.