00:0019 апреля 200700:00
110просмотров
00:0019 апреля 2007
СПб. Как только руководитель центра разработки ПО в Петербурге компании Google Павел Фельдман получил право на выступления от лица компании, он сразу дал интервью <ДП>.
-Чем занимается
центр разработок Google в Петербурге? Занимаетесь ли вы научными разработками
или производите готовые продукты?
-В Петербурге мы открылись 2 октября
2006г. и занимаемся исключительно инжинирингом, в чистом виде науки у нас нет.
Однако решаемые задачи являются очень наукоемкими. Это связано со спецификой
Google, который использует огромное количество сервисных вычислений, нейронные
сети, искусственный интеллект, параллельные вычисления, статистические машины.
Чтобы уметь со всем этим общаться, нужно иметь хорошее образование и на самом
деле заниматься научной деятельностью.
Как любой другой офис Google в США
или Азии, наши приоритеты совпадают с приоритетами всей компании, которая
направляет 70% усилий на стратегические направления (поиск и реклама), 20% - на
проекты, близкие к стратегическим направлениям (это, например, почта, YouTube и
т.п.), и 10% - на исследовательские проекты, нацеленные на что-то новое (о них
можно почитать в Google Labs, в который выкладываются, как в инкубатор, не
готовые еще к выпуску проекты). Например, Trends - программа, которая позволяет
изучать тенденции использования ключевых слов в запросах. Можно оценить, какой
продукт пользуется большим спросом в заданном регионе. Также сюда относятся
проект Write для написания документов через интернет-браузер.
-Как
сотрудники распределяют свое время по направлениям?
-По направлениям
распределяются сотрудники. Мы стараемся, чтобы примерно 70% контингента в
качестве основной задачи имели проекты по стратегическим направлениям. Но у
сотрудника есть 20% времени, то есть один день в неделю, когда он или она может
заниматься своим собственным проектом. Например, у нас есть девушка, которая
координирует посещение штаб-квартиры сотрудниками всех офисов. Некоторые люди
объединяются в тематические сообщества, например, есть люди, защищающие экологию
или занимающиеся улучшением процедуры тестирования наших продуктов или
облегчением перевода их на какие-то специфические языки.
-Компания
предоставляет им дополнительные ресурсы на эти проекты?
-Нет, это
исключительно их инициатива. Они делают это для удовольствия. Выходцами из этой
20%-ной части рабочего времени были некоторые сервисы, попавшие затем в 20%-ный
приоритет компании. Например, Google News, некоторые подвиды контекстной
рекламы, почтовый сервис. Все они появились из собственных проектов
сотрудников.
-Как устроена ваша система привлечения и удержания
талантливых работников?
-Во-первых, мы известная компания в области
современных технологий, во-вторых, огромное количество ресурсов тратится на
набор новых сотрудников: бесчисленные интервью, демократическая система (решение
о найме принимается несколькими сотрудниками). Во время этих интервью человека
спрашивают вширь, а не в глубину, чтобы понять, может ли кандидат быстро
переключаться между задачами. Это важно, потому что компания развивается, все
время появляются новые направления.
Разумеется, для успешного прохождения
отбора кандидат также должен быть человеком с хорошей технической школой,
талантливым, приятным и интересным в общении. В основном мы заинтересованы в
людях с опытом, но и талантливые молодые ребята тоже могут попасть в компанию.
Попав на работу, новый сотрудник получает огромную свободу действий и может
влиять на проекты, которыми занимается, может менять проекты.
В-третьих,
социальная составляющая. Это бесплатные обеды, массажные кресла, фитнес,
прачечные и т.д. Правда, все это пока относится только к большим офисам в США и
Европе, в Петербурге мы пока еще маленькие для этого. Требования к кандидатам
очень строгие, но мы готовы нанять столько талантливых инженеров, сколько сможем
найти.
-А есть люди, которые уходят из Google?
-Я вообще не
слышал, чтобы кто-то уходил из компании. За время работы петербургского офиса от
нас еще никто не ушел. У человека должны быть очень веские причины, чтобы это
сделать. В компании отличные перспективы для карьерного роста.
-Как
происходит рост?
-Есть формализованная система. Вашу работу оценивают
коллеги (люди на том же уровне): вы с кем-то поработали, им понравилось, они
сообщают об этом в систему. В компании много лестниц. Самая культовая -
техническая лестница. Шаг за шагом вы продвигаетесь и в итоге имеете шанс стать
Google Fellow или Distinguished Engineer - это очень именитые люди, которые
пишут книжки об алгоритмах и применяют их на практике.
-Работник сам
выбирает себе проект?
-Есть приоритеты компании. Обычно люди хотят
заниматься приоритетными проектами потому, что они технологически сложные и
интересные, а также перспективные с точки зрения карьеры. И пожелания человека
обязательно учитываются, при выборе проекта у него должны гореть
глаза.
-Как решаются проблемы с качеством?
-Все продукты проходят
код-ревью, то есть код (текст программы) просматривают коллеги и дают свою
оценку. Также используются тесты. Мы работаем над тем, чтобы сделать эти ревью
быстрыми и удобными.
-В каких проектах участвует петербургский офис?
например, вы занимаетесь локализацией сервисов Google?
-Мы занимается и
локальными, и глобальными проектами, например русскоязычной морфологией в
поиске. Вообще, возможности локализации находятся в самых ядерных подсистемах
продуктов, то есть закладываются в самом начале разработки.
-Что Вы
думаете о <Яндексе> и <Рамблере> как о конкурентах?
-Ребята очень хорошо
потрудились, мы к ним очень хорошо относимся. И серьезно работаем над российской
версией нашего поиска, все время повышаем качество сервисов.
-Куда вообще
движется Интернет?
-Он увеличивается, как ком накатывается. Мы занимаемся
информацией. В мире очень много информации, еще не попавшей в Сеть: книги,
видео, аудио и так далее, в этом смысле мы пока только <царапаем поверхность
большого шара>.
-Есть ли технологический предел работы с
информацией?
-Google создает алгоритмы, которые можно распараллелить. То
есть задача разделяется на 10 частей и выполняется 10 компьютерами в
дата-центрах по всему миру. Причем компьютеры у Google средненькие по мощности,
но надежное ПО. Все эти алгоритмы легко масштабируется.
Пока улучшения в
технологиях соответствовали росту информации в Интернете и проблем с обработкой
у нас не было. С другой стороны, поисковые машины индексируют только небольшую
часть Сети.
Руководитель центра разработки ПО в Петербурге компании
Google Павел Фельдман видит множество карьерных лестниц в компании. Самая
<культовая> из них - техническая. Она для тех, кто хочет стать гуру в
программировании.
$147 млрд составила капитализация Google на
18.04.2007.
К слову
О сотрудниках петербургского
офиса
Большинство наших сотрудников - местные ребята, из Петербурга. В
офисе мы общаемся по-русски, но рабочий язык - английский, на нем вся переписка,
видеоконференции. Но если идем по коридору, обсуждая какую-то задачу, то говорим
по-русски, используя, правда, множество английских терминов.
В основном
сотрудники - выпускники математических и технических кафедр крупнейших вузов
города: СПбГУ, Политеха, ЛЭТИ, ЛИТМО.
Это люди, участвовавшие в
конкурсах. Например, в прошлом году у нас было примечательное событие - треть
всех участников, вошедших в сотню лучших в соревновании Google Code Jam, которое
мы устраиваем, были из России, и первое место тоже занял российский программист.
В наш и московский офисы попали люди из этой сотни.
О сотрудничестве с
вузами
У Google есть программы сотрудничества с университетами. У нас
есть программы стажировок студентов, мы проводим лекции Google, которые называем
tech talks, есть система грантов - например, если на кафедре есть какая-то
разработка, мы можем сделать совместный проект. В этом смысле никаких
кратко-срочных целей мы не ставим, просто делаем мир лучше. Все заинтересованы в
сильной IT-индустрии.
О стажировках
На стажировку может попасть
любой студент, прошедший отбор. Есть два типа стажировок: летняя и годовая
практики. Летом студенты работают как штатные сотрудники, участвуют в проектах,
имеют свое рабочее место с двумя огромными мониторами, их труд оплачивается. На
годовой практике студент старших курсов работает по той же схеме, только не на
полную ставку, потому что должен учиться.
О том, почему программисты
остаются
На самом деле все больше людей едут в Петербург потому, что в
Москве и так много разработчиков. Когда мы думали об открытии офиса в
Петербурге, была мысль вместо этого пригласить разработчиков в Москву. Но мы
решили, что эти города - как разные страны, далеко не все люди так легко
переезжают из Петербурга в Москву, как это происходит в Европе или США. Кроме
того, в финансовом плане программисту уже все равно, где жить: в Петербурге
зарплаты ниже, но и стоимость жизни им соответствует.
Как я пришел в
Google
Я начал работать поздно, то есть сначала доучился, чего и всем
желаю. Затем работал программистом на американскую компанию, был в США на
конференции по Java. Один из знакомых, который работал в Google, пригласил меня
пообедать в Mountain View (штаб-квартира компании).
Если работаешь в
Google, то можешь приводить гостей пообедать бесплатно. Обеды там шикарные. Это
действует сильно: видишь, как они на завтрак кушают клубнику, и хочется
остаться.
Потом он познакомил меня с менеджером по международным
операциям, который занимается офисами во всем мире, мы с ним поговорили, затем
были интервью. В итоге я был нанят на работу, прошел практику в Mountain View,
где меня посвятили в устройство компании, технологическое и культурное. Каждый
новобранец также проходит серьезную стажировку у штатного инженера, они
общаются, работают над проектом. И только после этого меня отправили назад в
Россию.
О защите пользовательских данных
Пользовательские данные
для нас незыблемы, получить к ним доступ практически невозможно, максимум -
доступ к агрегированным данным. Вся пользовательская информация обрабатывается
алгоритмами с искусственным интеллектом, так что сотрудники не имеют к ним
доступа.
На заметку
- Google была основана в 1998 г. молодыми
программистами Лэрри Пейджем и Сергеем Брином. Основные владельцы компании -
инвестиционные фонды. Оборот компании в 2006 г. составил $10,6 млрд, чистая
прибыль - $3,1 млрд. На конец 2006 г. в компании работало 10.674
человека.
- В январе 2007 г., по данным счетчика Liveinternet.ru, доля
посетителей Рунета, которые воспользовались поиском Google, составила 21,6%. При
этом <Яндекс> имел 47,4%, а <Рамблер> - 17,7%. Однако доля Google в трафике,
генерируемом российскими посетителями Рунета, пока составляет только
11%.
Источник: investor.google.com, webplanet.ru.