12:4214 февраля 200712:42
16просмотров
12:4214 февраля 2007
Большинство компаний Петербурга так или иначе контролирует интернет-трафик своих сотрудников, рассказали участники круглого стола dp.ru. Однако это не всегда оправдано. Контроль требует больших средств и может мешать нормальной работе.
<b>DP.RU попросил участников круглого стола оценить, насколько распространен в компаниях Петербурга контроль интернет-трафика сотрудников.</b>
"Есть компании с неограниченным трафиком. Есть и такие, где доступ в интернет строго регламентирован", – ответила президент Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) Юна Скобликова.
Данными по Москве, которые мало отличаются от петербургских, поделился менеджер компании "Развитие корпоративных технологий" (РКТ) Артем Коновалов. По его словам, "контроль трафика достаточно популярен не как средство сбережения самого трафика и затрачиваемых на него средств, но как метод борьбы с растратой рабочего времени. По его мнению, разумно бороться с развлекательными ресурсами и сервисами сети, не ограничивая при этом трафик пользователя. Основными потребителями рабочего времени можно назвать интернет-пейджеры (ICQ, например) и социал-чат-игры (такие как "Бойцовский клуб")".
Артем Коновалов назвал два направления борьбы с "развлекательным трафиком". Это административный метод – банальный запрет, оформленный приказом по предприятию. "Работает такой метод плохо, но это первый необходимый шаг, – говорит менеджер. – Без четкой, ярко выраженной позиции добиться понимания проблемы невозможно. Кроме того, при достаточно серьезном информационном обеспечении, можно пустить по компании слухи о "всевидящем оке", наблюдающем за всем и вся".
Из ИТ-методов Артем Коновалов отметил настройку списка запрещенных ресурсов (в первую очередь игр и развлекательных порталов), детализированные логи-отчеты по посещенным ресурсам, информационное давление (например, рассылка писем с утверждениями о перерасходе трафика, предупреждение о возможности просмотра журналов посещений по конкретным сотрудникам). "Кроме того, в больших организациях возможен мониторинг среднего расхода трафика на человека определенной специальности с последующим выявлением значительных отклонений у отдельных сотрудников", – сказал менеджер РКТ.
"Как правило, почти все организации, имеющие в своем составе ИТ-отделы, тем или иным образом контролируют с помощью информационных технологий деятельность своих сотрудников, в том числе и интернет-трафик", – считает руководитель группы IT-отдела поддержки и сопровождения Energy Consulting Максим Щипунов. По его словам, специализированное программное обеспечение позволяет получать информацию о том, что сотрудник печатает на клавиатуре, какие использует пароли, подключает ли USB-накопители. При необходимости можно даже скрытно делать снимки или вести непрерывное отображение выводимой на монитор информации.
<b>Плюсы и минусы контроля трафика эксперты оценили по-разному.</b>
"Мы часто сталкивались с тем, что во многих компаниях, например, запрещены установки ряда программ, таких как ICQ, – говорит Юна Скобликова. – И это оправдано, поскольку такое общение занимает очень много рабочего времени и для непосредственной деятельности редко используется. Для многих подразделений компании интернет – это рабочий инструмент, позволяющий быстро получить первичную информацию для экспресс-анализа, например, для маркетинга. В то же время во многих других департаментах доступ в сеть необходим только отдельным сотрудникам. Экономисты, бухгалтеры и другие линейные сотрудники спокойно могут выполнять свою работу, не пользуясь интернетом".
"Любое начинание, в том числе и контроль трафика, должно иметь строгие рамки, – считает Артем Коновалов. – Не стоит "контролировать до последнего байта". В России часто считают, что следует стремиться к абсолютному контролю, но оптимальный результат без потери лояльности достижим только в условиях поверхностного мониторинга. Мое глубочайшее убеждение, что менеджер на рабочем месте должен иметь возможность отдыха, в том числе виртуального, если он его предпочитает. Кроме того, стремление к тотальным проверкам приводит к резкому росту расходов на отдел, их осуществляющий. Эти затраты зачастую начинают превосходить не только экономию трафика, но и выгоды от повышения производительности труда. Особенно хочется отметить, что низкая результативность практически всегда связана с недостаточной мотивацией персонала. В таком случае ужесточение контроля может привести к массовому увольнению сотрудников".
"Если идет разговор о безопасности, о ценной информации, которая может быть украдена из компании, например выгрузкой на файлообменные серверы, то вне всяких сомнений эта мера, как и многие другие, представляется оправданной, – уверен Максим Щипунов. – Если в компании лимитирован интернет-трафик или пропускная способность канала не позволяет вести активную работу в интернете, то контроль трафика тоже имеет смысл с целью выявления наиболее активных пользователей".
"Ограничение использования интернет-ресурсов не всегда однозначно приводит к увеличению производительности труда сотрудников, а в ряде случаев даже иногда мешает их основной деятельности, – вступила в дискуссию руководитель направления HR-консультирования Energy Consulting Ирина Галицина. – Так, для многих видов бизнеса ICQ стала средством максимально оперативного получения требуемой информации. На практике же, если человек не хочет работать, он работать не будет. Помимо интернета он найдет много вещей, чтобы себя занять в рабочее время. Если в компании внедрена система управления по целям, то мониторинг интернет-трафика, осуществляемый для контроля соблюдения трудовой дисциплины, теряет всякий смысл".
<b>Станет ли контроль трафика более популярной мерой в дальнейшем? – спросил dp.ru своих гостей.</b>
"Все зависит от экономической целесообразности, – считает Юна Скобликова. – Еще совсем недавно подключали к сети всех работников офиса, а потом удивлялись, что сотрудники много времени тратят на не вполне рабочие вопросы или наблюдается утечка информации. Сейчас к этому вопросу подходят осмысленно, находя баланс между эффективностью работы сотрудников и сокращением издержек и информационной безопасностью".
"Я считаю, нет, – ответил Артем Коновалов. – С одной стороны, влияние оказывает падение цен на сетевые услуги, с другой – перенос части деловых контактов в интернет-плоскость, расширение средств коммуникации, отказываться от которых неразумно".
Противоположного мнения придерживается Максим Щипунов. "С развитием и увеличением количества сервисов, предоставляемых через интернет, средства контроля доступа к ним будут востребованы как поставщиками сервисов, так и организациями-клиентами", – говорит он.