Россияне сосчитали подделки

Большинство россиян уверены в том, что товары подделывают часто, а более половины недавно сталкивались с фальшивками сами. В петербургские центры контроля качества чаще всего приносят продукты питания и обувь. Иногда это делают конкурирующие фирмы.

<b>Большинство россиян </b>(84%), опрошенных фондом "Общественное мнение", считают, что сегодня в России поддельные товары продаются часто. Только 4% сказали, что такая продукция встречаются редко, и еще 4% – что ее вообще нет. При этом больше половины (54%) респондентов говорят, что и отечественные, и импортные товары подделывают одинаково часто. 23% считают, что чаще все же подделывают импортные товары, 9% – что отечественные (см. доп. файл).
<b>Чаще всего подделывают </b>продукты питания. Такого мнения придерживаются 44% опрошенных. 31% респондентов считают наиболее частыми объектами фальсификации лекарства и медикаменты. Еще 21% граждан назвали спиртные напитки. Реже упоминались бытовая техника и мобильные телефоны (13% ответов), обувь (10%), табачные изделия (9%), косметика и парфюмерия (5%).
<b>Более половины</b> (53%) участников опроса заявили, что за последний год им случалось приобретать поддельные товары (продукты питания – 17%, лекарства – 9%, обувь – 7%, одежду – 6% и т. д.). Треть из тех, кому довелось приобрести фальшивку (17% выборки), пытались ее обменять или вернуть потраченные деньги. 9% это удалось, 8% – нет.
<b>Какова доля подделок</b> на петербургском рынке, точно не знает никто. Некоторые СМИ утверждают, что подделывают до 60% товаров. Директор петербургского "<a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/13281">Центра контроля качества и услуг</a>" <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/412398">Александр Герман </a>считает, что этот показатель намного меньше, даже если считать вместе контрафакт (неправомерное использование товарного знака) и фальсификат (товар не отвечает заявленным требованиям).
<b>"Фальсификат встречается </b>в основном среди продуктов питания, – объяснил dp.ru Александр Герман. – Например, в колбасе часто содержится соевый белок, которого в ней быть не должно. А контрафакт – чаще всего это одежда и обувь".
<b>"Однажды нам принесли </b>минеральную воду без цвета, вкуса и запаха", – вспоминает председатель <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/27217">Общества защиты прав потребителей Петербурга и Ленинградской области</a> Галина Козловская. Часто люди обращаются с некачественной обувью, рассказывает она.
<b>В "Центр контроля качества"</b> с начала года поступило около 3 тыс. обращений граждан. По словам Александра Германа, чаще всего люди жалуются на качество продовольствия, обуви и мебели. "Однажды проверяли мебель, заявленную как белорусская, – говорит директор Центра. – Оказалось, что ее выпускала компания-однодневка. Направили документы в ГУВД".
<b>Иногда в подделке </b>и производстве некачественного товара обвиняют друг друга конкуренты. "Одно время производители сахара ходили жаловаться друг на друга, – рассказывает Александр Герман. – Были случаи, когда в бутылки пива кидали полиэтилен от сигаретных пачек или кусочки сушеных кальмаров, а потом запечатывали".
<b>Настоящая война с контрафактом </b>должна развернуться в Петербурге уже в этом году. Сейчас в "Центре контроля качества" создается отдел экспертизы качества и выявления признаков контрафактности. По словам директора Центра, сотрудники отдела проходят обучение в московском Институте интеллектуальной собственности. Кроме того, создается база данных по контрафактной продукции. К 20 ноября отдел должен начать работу.
<b>Покупатель должен уметь защитить себя сам</b>, считают эксперты. "Граждане могут потребовать от продавца любую документацию на товар, включая сертификат и даже накладную от поставщика", – говорит Галина Козловская. "Наши эксперты проводят исследования и сообщают их результаты как гражданину, так и в магазин. После этого продавец и покупатель, как правило, находят способ разрешить проблему", – утверждает Александр Герман.