15:3323 января 200615:33
20просмотров
15:3323 января 2006
Для многих государств обслуживание странствующих и путешествующих стало важнейшей статьей дохода. Однако, прошлый туристический сезон для Петербурга стал провальным.
Санкт-Петербург – уникальное место, которое, несмотря на определенную бедность природной среды и откровенно плохой климат, объективно способно привлекать миллионы людей, готовых именно здесь провести свое свободное время и расстаться с солидными суммами. <br><br>Тем не менее, минувший высокий туристический сезон оказался провальным. По данным, которые приводили городские СМИ со ссылкой на Комитет по внешним связям Правительства СПб, в наш город приехало на 20% туристов меньше, чем в 2004 году – около 3 млн. человек. Главной причиной такого положения операторы туристического рынка называют дороговизну гостиниц. Однако, я бы сказал, это всего лишь аргумент, который общественное мнение с легкостью принимает в силу его простоты и универсальности и который призван замаскировать истинную проблему – отсутствие городской политики по привлечению туристов. <br><br>Справедливость этого утверждения легко проверяется – в том же 2005 году в город приехало на 30% больше круизных туристов – т. е. людей, которые прибывают на берега Невы на пассажирских лайнерах, проводят в Петербурге пару дней, питаясь и ночуя на своем корабле. Поверьте, что цена круиза в сутки не ниже, чем проживание в отличной гостинице плюс трапезы а-ля-карт в хороших ресторанах. <br>Иными словами – дело не в деньгах, сегодняшний мир таков, что всегда найдется достаточное количество обеспеченных людей, готовых дорого заплатить за товары и услуги, которые им нравятся.<br><br>Привлекать туристов нужно не дешевизной туров, а интересной программой и последовательной пропагандой города, как туристического объекта. Кстати сказать, мы не забыли того, что происходило во время и сразу после 300-летие Петербурга. Рекламная программа празднования, которая проводилась федеральными властями дала блестящий эффект, который постепенно сошел на нет, поскольку не подкреплялся дальнейшими действиями. Город не разработал долгосрочной программы, не создал механизма привлечения туристов. <br><br>А поскольку под луной ничто не вечно, в том числе и эффект от превосходного праздника, закрепиться на занятых позициях не удалось. Туристский рынок Петербурга по-прежнему разрозненный. На прием работает множество мелких операторов, которым, безусловно, не под силу проведение согласованных действий, пропагандирующих город на туристических рынках зарубежных стран. <br>Круизный туризм организован иначе, что, как мы видим, непосредственно отражается на результате. Этот бизнес сильно концентрирован. Операторы давно оценили привлекательность круизов по Балтийскому морю с заходом в Петербург. Ими разработаны мощнейшие программы продвижения и продаж своих путешествий, которые имеют колоссальные бюджеты. <br>Точно так же сконцентрированы и усилия принимающей стороны. <br>Число туроператоров работающих по приему круизных судов не велико. Агентирующая фирма Inflot Worldwide практически одна. Но те усилия, которые они прилагают для решения проблем круизного туризма, огромны. Именно поэтому круизный турист огражден от большинства рисков и неприятностей, которые могут поджидать его менее организованного собрата.<br><br>С другой стороны, пассажир круизного судна практически не имеет возможности потратить деньги в нашем городе. Во-первых, он уже все оплатил у себя в Европе, включая развлечения, перемещения и экскурсии, из этих средств лишь часть, по специальному тарифу перечисляется местным подрядчикам. Во вторых, турист слишком занят – все его время расписано, и максимум, на что он способен – это купить пару матрешек в заранее запланированных сувенирных магазинах, куда его привозят на автобусе и которые тоже работают по специальным соглашениям с организаторами круизного туризма. <br><br>Это означает, что свободный путешественник, который передвигается самостоятельно, ездит на такси, заходит в рестораны и магазины, уступает иным соблазнам, значительно более интересен городу, т. к., повинуясь импульсу и, будучи настроен на получение удовольствия, оставляет здесь больше денег. <br><br>В 2004 году Минэкономразвития заказывал Boston Consulting Group работу по анализу туристского потенциала города. Именитые консультанты не плохо поработали, но, к сожалению, у меня сложилось впечатление, что их труд просто не внимательно прочитали.
BCG сформулировало три основные задачи:
• Добиться того, чтобы иностранные туристы проводили в городе в среднем 4 с половиной дня, вместо сегодняшних 2,5
• Добиться, чтобы российские туристы тратили как минимум половину от того, что тратят иностранцы
• Сгладить сезонность туристских потоков.
Как видите, просто о росте количества приезжающих здесь нет речи. Как и в любом другом бизнесе, главная цель не привлечь как можно больше народу, а заработать на туризме больше денег.
Для решения поставленных задач были предложены соответствующие механизмы. Среди них развитие музеев второго эшелона (помимо Эрмитажа и Русского музея) которые могли бы привлечь внимание туристов на третий и четвертый день пребывания в городе (Например, музей Воды, Артиллерийский музей, и т.д.). Другая возможность - развитие туристских пригородов помимо Петергофа и Царского Села. В этом смысле – превосходный пример – ближайший сосед Финляндия.
Многие обеспеченные и не очень россияне тратят долгие часы на дорогу и ожидание на границе только для того, чтобы провести время в маленьких провинциальных городах, имеющих очень условные исторические достопримечательности и календарь развлекательных мероприятий более насыщенный, чем у блистательного Петербурга. Кстати говоря, цены на проживание, услуги и питание там значительно выше, чем дома однако, это никого не останавливает. Такая ситуация – результат последовательных усилий, предпринятых на уровне государства.
И в этом году и через десять и через сто лет наступит лето, а с ним время, называемое высоким сезоном. В этом смысле, все-таки следует задуматься и начать реализацию программ, которые привлекут туристов и помогут решить главную задачу администрации любого города – наполнить собственный бюджет и сделать жизнь своих граждан комфортной и обеспеченной.
<b>Александр Головизнин,
консультат в сфере шиппинга и развития портовой деятельности</b>