По порту стреляют «залпами» грязи

Стоки из промышленного коллектора подрывают привлекательность петербургского морского порта.

Истекает срок административного расследования по факту выброса 30 тонн машинных масел в акваторию завода «Северная верфь» из коллектора стоков ряда промышленных предприятий и соседней ТЭЦ. Выброс масла 26 октября 2005 года, ставший поводом для проверки, возможно, оказался самым крупным. «Залпы» поменьше, когда в воду у причалов попадают тонны, а не десятки тонн масла, труба в Большом бассейне петербургского морского порта делает ежемесячно уже в течение нескольких лет. А в нынешнем году частота «залпов» увеличилась до нескольких в неделю.<br><br><b>Откуда стреляют</b><br>О столь значительном увеличении частоты выбросов из коллектора в Большом бассейне порта сообщил главный специалист отдела навигационной и экологической безопасности Администрации морского порта Санкт-Петербург Виктор Соловьев. Портовые власти серьезно обеспокоены происходящим в акватории «Северной верфи». Коллектор, выходящий в бассейн завода «Северная верфь» стал едва ли не самым крупным поставщиком загрязнений в порту. Среди подключенных к коллектору в акватории «Северной верфи» предприятий, сама судостроительная фирма, множество производств, расположенных на территории «Кировского завода» и ТЭЦ-14, «оседлавшая» самый конец трубы.<br>Отходы: отработанные масла, мазут, солярка, скапливаются в колодцах соединенных трубой коллектора. Пока уровень воды нормальный, вода удерживает грязь в колодцах, как бы запирая их снизу. Но как только уровень воды падает и обнажается хотя бы часть трубы, колодцы отпираются, и все их содержимое разом оказывается в акватории порта. <br><br><b>Кто страдает, тот платит</b><br>Тут-то и начинаются проблемы у портовых властей. Заходящие в порт суда пачкаются. Их капитаны направляют протесты капитану порта, потому что грязь на бортах неизбежно приносит убытки – грязное судно оштрафуют в любом порту. Администрации петербургского порта после каждого ЧП, связанного с коллектором в акватории «Северной верфи», приходится организовывать чистку акватории и мойку судовых бортов. Средств администрации на проведение всех этих мероприятий, естественно не хватает.<br>Судостроительный завод имеет договор на очистку своей водной территории с ООО «Морская экология». Однако, по словам директора экологической фирмы Татьяны Пресняковой, заказчик оплачивает только санитарную обработку акватории - уборку мусора принесенного течением и ветром из других частей порта, а также рекой Екатерингофка. Уборку производят, согласно договору, два раза в неделю. Выбросы же из коллектора носят аварийный характер. <br>Навстречу портовым властям идут стивидорные компании, которым проще заплатить за работу мойщиков, а также мусоро- и нефтесборщиков, чем потерять заработок на погрузке-разгрузке хотя бы одного судна. Ведь прецеденты уже были. Начальник аварийно-спасательного формирования «Морэкологии» Михаил Носков сообщил, что в 2001 году танкер «Эктурус» отказался от погрузки на Петербургском нефтяном терминале именно из-за загрязнения акватории.<br><br><b>Цена вопроса</b><br>Работы по ликвидации аварийного выброса 26 октября в основном оплатила «Территориальная генерирующая компания -1» (ТГК-1), которой принадлежит ТЭЦ-14. Партнер ТГК в области обращения с отходами, «Санкт-Петербургская экологическая компания» (СПЭК) привлекла к этой работе «Морскую экологию» и через сутки совместных усилий все вылившееся из трубы масло собрали. Экологам очень повезло с ветром, который не разносил грязь из Большого бассейна, а наоборот, загонял ее обратно. <br>Заместитель генерального директора СПЭК Денис Лазуренко отказался сообщить размер затрат на ликвидацию разлива, сославшись на тайну коммерческих отношений с ТГК. Но все специалисты, имеющие отношение к борьбе с разливами из коллектора в акватории «Северной верфи», сходятся во мнении, что эти разливы дешевле предупреждать, чем собирать грязь по всей акватории. Стоимость профилактики вместе со сдачей собранных загрязнений на утилизацию Татьяна Преснякова из «Морэкологии» оценила в 150 тысяч рублей в месяц. <br>Однако никто не хочет постоянно платить за чужой мусор. <b>Кто виноват?</b> Конечно, платить за чистку и мойку должен виновник аварийных выбросов. Отходы в них можно сливать не только по трубам врезкам, но и прямо с автомобилей. Кто виноват в происшествии 26 октября пока не ясно. Административное расследование, которое ведет Главное управление Росприроднадзора по СЗФО по факту крупного выброса масла, произошедшего 26 октября, вероятнее всего будет продлено, считает заместитель начальника окружного управления Росприроднадзора Дмитрий Полунин. <b>Цена ответа</b> Виктор Соловьев сообщил, что все экологические инциденты, связанные с нашим портом, будь то выход из порта грязного судна или выброс загрязнений в акваторию Финского залива, привлекают внимание иностранных экологов. Их действия могут ухудшить положение петербургского порта в жесткой конкуренции на Балтике. Виктор Соловьев сообщил, что существует проект поправки МАРПОЛ (Международной конвенции по предотвращению загрязнений с судов) о признании восточной части Финского залива «зоной повышенного риска». Согласно проекту, суда посещающие зоны повышенного риска, будут облагаться повышенными налогами и сборами. Нет сомнений, заявил Виктор Соловьев, что граница зоны повышенного риска в восточной части Финского залива, если только она появится, будет прочерчена так, что именно российские терминалы станут местом, куда судам невыгодно заходить. Грузопотоки перетекут к экологически более благополучным соседям.