Ездовые акции страдают от низкого качества

Чем выше уровень жизни в России, тем хуже для отечественного автопрома

Чем выше уровень жизни в России, тем хуже для отечественного автопрома<BR> СПб. Фондовый рынок предприятий автомобильной промышленности развит слабо. Еще несколько лет назад ценные бумаги компаний не были мало-мальски популярны.<BR> В настоящее время интерес к этим акциям основан на желании диверсифицировать портфель.<BR> Инвесторы разнообразят свои портфели инвестициями в такие акции для снижения рисков, так как эта отрасль менее подвержена сырьевым (снижение цен на нефть, газ) рискам. Вложения в акции предприятий отрасли, по различным оценкам, могут составить 5-10% всего инвестиционного портфеля.<BR> <B>Проблемы отрасли</B><BR> Характерные проблемы российского автопрома -- низкое качество и неконкурентоспособность по сравнению с иностранным производством.<BR> Государство пытается компенсировать это проводимой протекционистской политикой. Среди угроз бумагам этой отрасли -- вступление России в ВТО и, как следствие, снижение заградительных пошлин для иномарок. Впрочем, судя по лоббированию отечественного автопрома, эта угроза не очень актуальна.<BR> Вероятнее всего, будет переходный период 5-7 лет. Также в негативе для акций автопрома -- повышение конкуренции в связи с приходом на российский рынок сборочных производств крупнейших мировых автопроизводителей.<BR> <B>Недооцененная компания</B><BR> Самые ликвидные бумаги отрасли -- акции крупнейшего холдинга ОАО "АвтоВАЗ".<BR> Это единственная бумага автопрома, которая торгуется на ММВБ. При всех нареканиях на качество продукции компания, по мнению большинства аналитиков, интересна для вложений.<BR> "АвтоВАЗ существенно улучшил свои финансовые показатели за последние 4 года. В итоге ожидаемая по итогам 2004 г. дивидендная доходность по привилегированным акциям компании, порядка 15%, одна из наиболее высоких на российском рынке акций, -- утверждает руководитель информационно-аналитического департамента ИК "Энергокапитал" Полина Ефимовых. -- Компания по-прежнему выглядит существенно недооцененной, оставаясь привлекательной для инвестиций".<BR> <B>Рисковая бумага</B><BR> Другая "автомобильная" бумага -- ГАЗ таит в себе больше рисков. В январе этого года 15 промышленных предприятий (среди которых ОАО "ГАЗ", ОАО "Павловский автобус", ОАО "АЗ "Урал", ОАО "Автодизель" и другие) слились в холдинг "РусПромАвто".<BR> Поэтому интерес к ГАЗу подогревается на фоне планов холдинга "РусПромАвто" по переводу всех дочерних компаний на единую акцию и дальнейшему размещению на одной из западных бирж. Увеличение прозрачности и выход на зарубежные рынки способствуют росту котировок акций.<BR> "Вхождение компании в холдинг "РусПромАвто" определяет зависимость стратегии развития акционера от политики холдинга, -- полагает аналитик ООО "АВК-Аналитика" Елена Шашкина. -- Возможный переход компаний "РусПромАвто" на единую акцию будет определять перспективы развития рынка акций ГАЗа".<BR> Полина Ефимовых считает, что потенциал роста -- долгосрочный, в зависимости от сроков реализации планов "РусПромАвто". В то же время аналитики отмечают низкий уровень рентабельности, что снижает интерес инвесторов к компании. "В первом полугодии рентабельность продаж по чистой прибыли составила 0,42%, в 2003 г. -- 1,1%, -- говорит начальник отдела анализа рынка акций ОАО "Вэб-инвест Банк" Алла Петрова. -- Предприятие модернизируется, объем амортизационных отчислений в течение 2001-2003 гг. составлял более 2% от объема продаж".<BR> <B>Неясность перспектив</B><BR> Относительно третьего автогиганта -- КАМАЗа аналитики еще менее оптимистичны.<BR> "Компания уже слишком высоко оценена рынком, имеет запутанную структуру, и у нее низкая прозрачность", -- говорит Полина Ефимовых. "Характерной чертой КАМАЗа являются большая доля государства в акционерном капитале компании и отсутствие долгосрочной стратегии, понятной инвесторам, -- считает Елена Шашкина. -- Неясность перспектив является причиной низкого спроса на бумаги компании, что определяет направление движения акций "наравне с рынком". "Судя по тому, что free float акций составляет около 28%, я не исключаю, что начата скупка акций КАМАЗа (и, возможно, дочерних компаний -- "НефАЗ", "Автоприцеп-<BR> КАМАЗ") инвестором, который решил войти в бизнес компании", -- полагает Алла Петрова.<BR> Сильная сторона КАМАЗа -- поставки автомобилей в развивающиеся страны, слабая -- высокая доля участия государства в капитале компании, что является причиной крайне низкого уровня корпоративного управления, ведущего, как правило, к завышенным затратам на производство продукции; отсутствие прозрачности сделок по поставке продукции зарубежным партнерам.