00:0011 октября 200400:00
3просмотров
00:0011 октября 2004
Учредитель ищет родственную душу
<B>Учредитель ищет родственную душу</B><BR>
СПб. 16 октября отмечается День начальника. Сегодня рубрика "Должность" расскажет о первом лице любой компании -- о шефе.<BR>
Как говорят специалисты, для руководителя российской фирмы важно быть хорошим человеком. В то время как руководителю западного бизнеса достаточно быть профессиональным управленцем.<BR>
"Почти для всех отечественных компаний квалификация соискателя на должность топа -- это только допуск к встрече с работодателем, -- говорит руководитель направления рекрутинга НОУ "Центр обучения продажам "Бизнес-Консалт" Татьяна Сергеева. -- Последние ищут в первую очередь человека "своей волны". Решение "брать -- не брать" принимается только в том случае, когда у учредителя возникает чувство симпатии к будущему руководителю".<BR>
<B>Свой среди своих</B><BR>
Опыт рекрутеров показывает, что в ряде случаев решающими факторами для выбора того или иного генерального директора российской фирмы были: общее хобби, знакомые, схожие карьеры, одинаковые вузы, выбранные детьми.<BR>
По мнению специалистов, требования "быть похожим по духу" вполне объяснимы. Как известно, особенность корпоративной культуры в российских компаниях состоит в том, что определяет ее личность владельца фирмы. А симпатия или антипатия к соискателю -- та самая лакмусовая бумажка, по которой учредитель решает, приживется или нет будущий генеральный директор. Рекрутеры рассказывают о случаях, когда человек с диаметрально противоположными убеждениями, целями и принципами, но "очень милый" разваливал фирму буквально в течение года.<BR>
Порой психологическая совместимость перевешивает нехватку или полное отсутствие квалификации вообще. "Я лично знакома с одним генеральным директором, от которого учредитель в полном восторге, -- говорит Татьяна Сергеева. -- Но если этот человек уволится, он вряд ли сможет продать свою квалификацию за аналогичную зарплату".<BR>
<B>Свадебный генерал</B><BR>
Симпатия необходима еще и потому, что большая часть реальных должностных обязанностей руководителей не соответствует идеальным. "В принципе руководитель должен формировать бизнес-процессы с таким расчетом, чтобы фирма процветала, независимо от того, присутствует он на рабочем месте или нет, -- считает руководитель рекрутингового агентства "Изумруд" Алексей Изоитко. -- Фактически в российском бизнесе ему приходится делать все, что прикажут, да еще под контролем владельца".<BR>
По словам Татьяны Сергеевой, очень часто декларация о свободе действий топа оборачивается тоталитарным режимом со стороны учредителя. Она считает, что генеральному директору везет, если в итоге его босс позволяет самостоятельно тратить заранее утвержденный бюджет и проводить кадровые перестановки.<BR>
В западных компаниях проще: к позиции составляется четкий список критериев, кандидат получает определенные права и зону ответственности.<BR>
Уровень зарплаты зависит от степени свободы. "Свадебный генерал" получает минимум -- $1 тыс. Право голоса и средняя степень ответственности стоят $2,5-3 тыс. В западных компаниях стартовый оклад -- от $5 тыс. После прохождения испытательного срока к этой сумме добавляют процент от оборота, премии и прочие бонусы.<BR>
В среднем процесс подбора подходящего руководителя занимает полгода, столько же длится и негласный испытательный срок. По различным данным, адаптацию к новой корпоративной культуре не выдерживают 20% директоров. И процесс поиска родственной души с управленческими навыками начинается сначала.
<P>
<B>факты</B><BR>
Обязанности генерального директора:<BR>
- Создание и поддержание бизнес-процессов предприятия<BR>
- Формирование кадровой политики<BR>
- Работа с финансовым потоком<BR>
- Укрепление дружбы с учредителем<BR>
Источник: НОУ "Центр обучения продажам "Бизнес-Консалт"