Лояльность проверяют провокацией

Хороший сотрудник должен сообщить руководству о нарушениях коллег

<B>Хороший сотрудник должен сообщить руководству о нарушениях коллег</B><BR> СПб. Руководители петербургских компаний активно практикуют провокации. Провокаторами становятся сами сотрудники. <P> Известно, что высокая зарплата сама по себе не гарантирует добросовестную работу. "Люди работают дисциплинированно и энергично только в том случае, если убеждены в неизбежности наказания за проступки и поощрения за соблюдение правил", -- считает директор тренинговой компании "Эксперт" Константин Харский. По мнению некоторых психологов, система провокаций для создания в людях такой убежденности представляется идеальным методом. Хотя и жестоким.<BR> <B>Проверка на дорогах</B><BR> Цель провокации -- посмотреть, как поведет себя персонал, когда нарушаются нормы. Результаты фиксируются и затем демонстрируются. Если запятнавшие себя сотрудники видят свое будущее в фирме, они исправятся. Если при следующей проверке это подтвердится, возможно, еще и оклад прибавят. Некоторые компании в качестве проверяющих используют не посторонних людей (т.н. шопперов), а самих же сотрудников в отношении своих коллег. По заданию начальства провокатор курит в неположенном месте, на глазах у коллег кладет в портфель канцелярские принадлежности, включает чужой компьютер. Правильным поведением сотрудников считается однозначное пресечение нарушения и сообщение руководству об инциденте.<BR> <B>Спасти бизнес</B><BR> Подобные проверки не редкость в питерских компаниях. Они позволяют узнать, на что в действительности способен тот или иной сотрудник. Причем чем выше должность, тем изощреннее должна быть провокация. "На этих весах "проверять сотрудников или нет", лежат, с одной стороны, моральные затраты, с другой -- будущее бизнеса", -- говорит Константин Харский. "Цель любого бизнеса -- получение прибыли, -- продолжает консультант по безопасности предпринимательской деятельности Александр Гиричев. -- Если фирмы, в которых используют такие провокации, процветают -- значит, их руководители делают все правильно".<BR> Однако провокации весьма специфично влияют на лояльность. Люди тщательно выполняют все требования и инструкции (от этого зависит и зарплата, и карьерный рост, и даже сумма компенсации на обед), но не испытывают при этом положительных чувств ни к компании, ни к руководству.<BR> "У нас масса организаций, в которых воровство -- крупное и мелкое -- в порядке вещей, -- возражает Александр Гиричев. -- Не правильнее ли будет поставить вопрос по-другому: "Этично ли провоцировать сотрудников на совершение неблаговидных поступков?". Ведь, попав в систему, где все вокруг воруют, человек встает перед унизительной необходимостью делать выбор: доносить или воровать тоже". <P> <B>есть Мнение</B><BR> Олег Решетов, заместитель генерального директора ЗАО "Торговый дом "Просвещение -- Северо-Запад":<BR> "Возводить этот метод в систему недопустимо -- потому что он предполагает изначальное недоверие к людям. Однако бывают исключительные случаи, когда нужно подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся подозрения в неблагонадежности сотрудника. И тогда, действительно, без провокаций не обойтись. Был такой опыт и в нашей фирме. Но о нем даже не знает человек, которого мы в результате уволили". <P> <B>есть Мнение</B><BR> Елена Борисова, заместитель генерального директора по развитию "МКД Партнер":<BR> "Использование провокаций, на мой взгляд, свидетельство неполноценности руководителя. Чем, интересно, он занимается, коль ему приходится нанимать посторонних людей, чтобы получить информацию, которой он обязан владеть".