Бизнес на шаверме приносит до $500 в день

Восточное блюдо стало элементом европейского общепита

<B>Восточное блюдо стало элементом европейского общепита</B><BR> СПб. В Петербурге шаверму готовят около 400 торгово-производственных точек разного формата: уличные ларьки, небольшие бистро-шавермы, кафе ресторанного типа. <P> "Обычно шаверма является основной продукцией торговой точки, -- считает генеральный директор ООО "ТД "Гранд" (производство питы и выпечки) Григорий Малкис, -- на это блюдо приходится 50% оборота, еще 50% на сопутствующие товары: напитки, выпечку".<BR> Средний доход за вычетом расходов на персонал, аренду и сырье составляет $200. Окупаемость точки в зависимости от формата и затрат составляет от полугода до 2 лет.<BR> Самым молодым и дорогостоящим вариантом торговли являются кафе и бистро. Организация такой точки обойдется в $30-100 тыс. Их преимущество в том, что кафе считаются наиболее перспективным вариантом. "Специализированные бистро стали развиваться 4-5 лет назад, -- считает генеральный директор ООО "Триада" Дмитрий Неведомский, -- это связано с тем, что шаверму стали воспринимать как вариант цивилизованного фаст-фуда. У европейских бутербродных кафе, блинных и суши-баров есть общая черта: блюда готовятся под заказ на глазах клиента. Это является доказательством свежести товара".<BR> Самым распространенным вариантом остаются уличные ларьки и павильоны. Их организация не требует значительных инвестиций и площадей. На проходном месте ларек ежедневно продает 500-600, иногда 1 тыс. шаверм.<BR> Себестоимость одного изделия составляет около 20 рублей, а средняя розничная цена -- 34-36 рублей. Только от шавермы ежедневный доход может достигнуть $260-500 без вычета аренды, налогов и др.<BR> 1шаг Месторасположение<BR> Павильон-шаверма должен располагаться в людных местах. Оптимальным вариантом являются вокзалы, станции метро, рынки, центральные улицы. "Шаверма -- блюдо демократичное, -- считает коммерческий директор ООО "Торговый проект" Дмитрий Маковиз (поставка оборудования для фаст-фуда), -- дорогие торговые центры и супермаркеты для такой торговли мало подходят".<BR> Размещение павильона и проектная документация на строительство, приемка объекта в эксплуатацию должны быть согласованы с органами ГСЭН. Вопрос размещения решается в индивидуальном порядке с учетом местных условий. Павильон должен находится на расстоянии 20 м от канализованных туалетов и соросборников.<BR> 2шаг Павильон<BR> Для создания павильона площадью до 50 м2 требуется $370-900 на каждый 1 м2. Стоимость зависит от применяемых материалов, имеющихся коммуникаций и пр. Павильон-шаверма займет 1,5х1,5 м2 и более. Аренда такого павильона на месте с большой проходимостью составит порядка 8-10 тыс.<BR> "Торговая точка должна быть подключена к воде и электричеству, -- сообщил Дмитрий Маковиз, -- необходимая мощность для работы гриля -- 5 кВт. Дополнительно электроэнергия потребуется для подогрева воды (если нет горячей), освещения павильона, работы других электроприборов: холодильника, электроплиты, чайников и других".<BR> Для хранения скоропортящихся продуктов должно быть предусмотрено стационарное холодильное оборудование. Для сбора использованной одноразовой посуды следует установить специальные контейнеры. Их выгрузка производится по мере заполнения на 2/3 объема, но не реже 1 раза в день.<BR> Ежедневно необходимо проводить влажную уборку. Раз в неделю с применением моющих средств мыть стены, осветительную арматуру, очищать стекла от пыли. Раз в месяц предприятие закрывается на санитарный день.<BR> 3шаг Оборудование<BR> Для производства шавермы необходим вертикальный гриль, электрическая плита и набор посуды. Стоимость такого комплекта составляет от $600. "Низкая стоимость объясняется тем, что из специализированного оборудования покупают только гриль, -- считает коммерческий директор ООО "Торговый проект" Дмитрий Маковиз, -- кипятильники, электрические плиты, холодильники обычно используют бытовые". В Петербурге наиболее распространены грили отечественного производства. Также имеются европейские и американские грили, однако они дороже на порядок. Некоторые владельцы павильонов самостоятельно привозят грили из Турции. Импортное оборудование и одноразовая посуда должны иметь гигиенические заключения органов ГСЭН.<BR> 4шаг Персонал<BR> В соответствии с требованиями СЭС для обслуживания покупателей необходимы как минимум два человека. Один из сотрудников принимает деньги и пробивает чек, второй -- собственно, готовит. Последний наиболее ценен для владельца торговой точки. Зарплата квалифицированного специалиста составляет около $70 в день.<BR> Все поступающие на работу и работающие на предприятии должны проходить медицинское обследование. На каждого работника должна быть оформлена личная медицинская книжка. При поступлении на работу и в дальнейшем не реже 1 раза в 2 года работники должны пройти гигиеническое обучение со сдачей экзамена и отметкой в соответствующем журнале и в личной медицинской книжке.<BR> 5шаг Сырье<BR> Для приготовления шавермы используется куриное мясо, пресная лепешка (пита или тонкий лаваш), свежие томаты, огурцы, лук, соус (смесь майонеза, сметаны, кефира), специи. Ежедневная норма расхода продуктов на проходном месте составляет до 50 кг куриного мяса, 50 кг овощей, 70 кг питы или лаваша, 20 л соуса. Это обходится примерно в $720. Ассортимент должен быть согласован с СЭС. Для выпуска продукции используется нормативно-техническая и технологическая документация, которая также должна быть согласована с органами ГСЭН.<BR> "Некоторые предприниматели, чтобы удешевить себестоимость, "разбавляют" огурцы и томаты свежей капустой, -- рассказал Дмитрий Неведомский, -- но это меняет вкус блюда".<BR> Продукты должны сопровождаться документами, удостоверяющими их качество: удостоверения, гигиенические заключения, сертификаты соответствия. Эти документы, а также личные медицинские книжки хранятся в местах реализации и предъявляются по требованию контролирующих организаций.<BR> Полуфабрикаты для шавермы выпускают специализированные фирмы: "Стайк", ТД "Гранд", "Яра". Полуфабрикаты и готовые продукты хранятся отдельно. Завоз продуктов осуществляется с учетом холодильного оборудования.