Аудиторам России пообещали орган

Государство поделится с бизнесом полномочиями Правительство РФ намерено передать бизнес-сообществу функции регулирования аудита, которые сейчас выполняет государство.

<B>Государство поделится с бизнесом полномочиями</B><BR><br>МОСКВА. Правительство РФ намерено передать бизнес-сообществу функции регулирования аудита, которые сейчас выполняет государство.<br><P><br>В минувший четверг правительство одобрило концепцию поправок в Закон "Об аудиторской деятельности". Чиновники обещают, что законопроект будет внесен в Госдуму РФ в июне. Решение чиновников укладывается в русло административной реформы -- на передаче бизнес-сообществу регулятивных функций аудиторской деятельности настаивает правительственная комиссия по административной реформе под председательством теперь уже и.о. вице-премьера Бориса Алешина.<BR><br>Заменить государство как регулятор должно единое саморегулируемое профессиональное общероссийское аудиторское объединение. Оно должно быть создано уже к октябрю 2004 г. Однако для этого необходимо принять закон "О саморегулируемых организациях", который "буксует" уже 2 года.<BR><br>Все -- общественности<BR><br>Основная идея законопроекта -- передать отдельные функции регулирования аудиторской деятельности от федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности общероссийскому саморегулируемому аккредитованному профессиональному аудиторскому объединению (см. перечень функций).<BR><br>При этом действие закона будет распространяться как на физических, так и на юридических лиц. Кроме того, законопроектом предусматривается постепенная замена лицензирования аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов на аккредитацию. Правда, это произойдет не ранее 1 января 2006 г.<BR><br><B>Сначала нужен рынок</B><BR><br>Как считает Наталья Мочуловская, заместитель директора Института проблем предпринимательства (ИПП), по федеральным проектам полная передача функций по регулированию аудита саморегулируемым аудиторским организациям представляется довольно двойственной.<BR><br>По ее мнению, одним из возможных вариантов предварительной подготовки могло бы стать появление не одной, а нескольких СРО. "С одной стороны, Минфин -- главный регулятор аудиторской деятельности в настоящее время -- является прежде всего чиновничьим органом и не имеет должной квалификации для определения профессионализма аудиторских организаций. И в этом смысле делегирование функций аттестации, повышения квалификации, выработки этических норм и т.п. общественным объединениям является оправданным и целесообразным, что подтверждает практика развитых стран. С другой стороны, передача СРО полномочий на выдачу и отзыв лицензий преждевременна и может привести к переделу рынка с нарушением принципа добросовестной конкуренции", -- говорит Наталья Мочуловская.<br><P><br>что дальше...<br><P><br>Функции, которые планируется передать аудиторскому сообществу:<BR><br>- осуществление контроля за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;<BR><br>- ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также представление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;<BR><br>- организация в установленном законодательством РФ порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ.<br><P><br><B>есть Мнение</B><BR><br>Татьяна Ермилова, вице-президент Аудиторской палаты Санкт-Петербурга:<BR><br>"Я целиком и полностью поддерживаю поправки. Государство не должно заниматься регулированием аудиторской деятельности, как это и построено во всем мире. И в принятии поправок есть положительный политический момент. Несмотря на то что при Минфине аккредитовано всего семь общественных аудиторских объединений, о которых идет речь в законе, они все расположены в Москве. Из региональных самое крупное находится в Петербурге, мы в течение 2 лет пытались получить аккредитацию, но пока не удалось. Другое дело, что сейчас общественные объединения испуганы -- они пока не готовы взять на себя функции регулирования аудита, поскольку это требует больших материальных затрат и значительного увеличения штата. Настораживает и еще один момент. В законопроекте, предложенном правительством, отсутствует упоминание о процедуре лицензирования аудиторской деятельности. Она просто "осталась за бортом".<BR> Лицензирование аудиторской деятельности не отменяется напрямую, но и не оговаривается. Это может привести к двоякому толкованию и необходимости внесения новых поправок к закону. Кроме того, можно предположить появление на рынке многочисленных шарлатанов -- фирм-однодневок, которые захотят воспользоваться ослаблением контроля. Для того же, чтобы этот контроль смогло установить профессиональное сообщество, должно пройти некоторое время".