Директор Петросян видит хобби сквозь дно стакана

Директор по направлению Ford-Volvo ООО "Карлайн" Сергей Петросян в своей квартире пьет из историзма, а большой палец правой руки любит класть на неорусский стиль.

Директор по направлению Ford-Volvo ООО "Карлайн" Сергей Петросян в своей квартире пьет из историзма, а большой палец правой руки любит класть на неорусский стиль. <P> Еще у него из гостиной на кухню прорублено самое настоящее окно, из которого смотрят прочие стили: арт-нуво, ампир, готика и иже с ними. Можно подумать, что директор Петросян решил уподобить свою квартиру музею. Однако не все так просто у нашего человека, Сергей собирает не простые стили, а подстаканные -- сымитированные на подстаканниках варшавскими мастерскими с конца XIX -- до начала XX в. <P> <B>Между двух огней</B><BR> Из своих подстаканников Сергей Петросян пить чай любит, но делает это нечасто. Вообще-то Сергей может разом напоить почти 70 человек. Мы с ним чаевничаем тет-а-тет. Из подстаканников, но без сахара. В домашнем холодильнике топ-менеджера порой ничего кроме кока-колы (опять-таки без сахара) не найдешь: топ-менеджер старается после 18.00 в рот вообще ничего съедобного не брать, блюдет спортивную форму. Именно с этим связано ограничение в использовании коллекции. "Там, где чай, там и бутерброд", -- объясняет Сергей и почти незаметно вздыхает. Понятно, почему -- из подстаканника чай вкуснее. Особенно черный, потому что появляется возможность наслаждаться глубокими чайными цветами.<BR> Дополнительные препятствия для выполнения подстаканниками первоначальной функции накладывает образ жизни директора.<BR> "Дома я бываю нечасто, полжизни проходит в командировках. Да и когда бываю, все чаще из чашки пью, в ней же чай и завариваю, чтоб побыстрее. Ведь традиция чаепития подразумевает размеренные беседы вечерами, поэтому, если есть время заварить чай, посидеть, пообщаться, то, конечно, из подстаканника пью", -- рассказывает Сергей. <P> <B>Зазеркалье</B><BR> В итоге экспонаты все больше стоят между кухней и гостиной в специально прорубленном для них сквозном застекленном шкафу. И оттуда "подмигивают" сфинксами, избушками, надписями "на память", решетками и прочими орнаментами стилей-имитаций. Самым "подстаканным" подстаканником Сергей считает подстаканник, выполненный в неорусском стиле с подставкой под большой палец.<BR> Подстаканники Сергея сделаны из фраже (посеребренного гальваническим методом неблагородного металла) и мельхиора. Некоторые покрыты серебром, некоторые сплавом этого драгоценного металла с другими, недрагоценными, некоторые никелем. Благодаря всем этим покрытиям подстаканники не ржавеют. Только темнеют, впрочем, благородная патина еще никому не мешала.<BR> Подстаканники Сергея Петросяна шире обычных, известных всем по отечественным поездам. Оказывается, раньше и стаканы были шире современных. В "зазеркалье" подстаканникам одиночество скрашивают стаканы, ведь подстаканник без стакана, как бутылка без содержимого. Граненые стаканы топ-менеджер не уважает, говорит, что через них должным образом не насладиться содержимым, поэтому пары подстаканникам составляют стаканы из тонкого стекла. Они меньше по ширине своих старинных собратьев, посему чувствуют себя в подстаканнике, как фотомодель, примерившая костюмчик 52-го размера. <P> <B>Дедушкина привычка</B><BR> Подстаканное хобби менеджера имеет давние корни: детство будущего директора было отмечено явным желанием казаться взрослым. Для маленького Сережи атрибутом этого состояния души и тела являлся процесс распития чая из подстаканника. Так он приобрел одну из первых своих привычек.<BR> Но покупать подстаканники он стал уже в зрелом возрасте. "Варшавский" выбор ничего снобистского собой не представляет. Оказывается, подстаканники этой эпохи и этого производителя достаточно широко распространены на местном рынке. В конце XIX -- начале XX в. Варшава, будучи частью России, держала множество "подстаканных" мастерских, которые работали на нее. "Вот из этого подстаканника, -- показывает Сергей Петросян на свой любимый, с цветочками, подстаканник, выполненный в стиле историзма, -- пил мой дедушка. Потом и я стал из него, потому что хотелось казаться взрослым, не из каких-то там чашечек с божьими коровками пить, а из подстаканника! Подстаканник моего дедушки стал первым в моей коллекции.<BR> Все остальные экспонаты приобретались и приобретаются самым очевидным образом: покупаю либо в комиссионных магазинах, либо на барахолках. Прохожу мимо магазина "Диета" в районе Сенной площади или мимо Владимирского собора, краем глаза смотрю: народ на полу разложился. Что-то интересное для себя нахожу, но все реже и реже. Разновидностей варшавских подстаканников очень много: я уверен, что и через 100 лет моя коллекция не будет полной. Но я собираю далеко не все подряд, каждый следующий экземпляр должен иметь или принципиально новый стиль, или интересный дизайн", -- объясняет Сергей. <P> Ж/д соблазны<BR> Средняя цена подстаканника, соответствующего концепции собрания Петросяна, -- 200-300 рублей. Топ-менеджер уверяет, что на барахолках можно купить и за 100 рублей. Сергей никогда не торгуется, говорит, что совесть не позволяет: "Ведь люди не от хорошей жизни здесь стоят. Я бы скорее в бутике торговался. Если что-то удачно покупаю, обязательно храню чек, чтобы потом вспомнить, в каком году и за сколько купил", -- рассказывает Сергей, вынимая квитанцию на 80 рублей из одного своего подстаканника.<BR> В лицо своих собратьев по подстаканно-варшавскому увлечению он не знает, знаком лишь с собирателями аналогичных экспонатов из советских поездов. "У меня тоже такие подстаканники есть, но большого интереса у меня они не вызывают, наверное, еще не пришло их время. Просто, когда я вижу интересные, со сказочными персонажами, с советской символикой, не могу себе отказать", -- говорит Сергей Петросян. <P> <B>Чайная страна</B><BR> Сергей Петросян не меньше, чем пить из подстаканников, любит о них все знать. Например, глядя на внешнее дно стакана и увидев там какие-то непримечательные "вмятины", поведает о том, что вот эти, оказывается, не вмятины и даже не царапины, а клейма свидетельствуют о статусе фабрики, выпускающей данный экспонат. Больше всего их у Кольчугинского завода, стоят эти изделия дороже варшавских, но Сергей их не собирает.<BR> Чем клейм больше, тем выше статус "подстаканной" мастерской, а следовательно, и качество товара -- с тонкими пайками, с настоящим серебрением и пр.<BR> "Пить чай из подстаканников в России стало популярно в конце XIX в., до этого времени чай пили из чашек, а чаще даже из блюдец. Также популярностью чай пользовался на Востоке, но там и стаканы и подстаканники меньше и другой формы -- в виде груши.<BR> В начале XX в. в России чайных было не меньше, чем рюмочных, любой разговор сопровождался распитием чая. Те, кто был побогаче, приобретали подстаканники в стиле арт-нуво с настоящим посеребрением, но из подстаканников пили все. Это своего рода символ того времени, они отражают настроение той эпохи. Подстаканников, произведенных на рубеже этих веков, очень много, к тому же варшавяне не брезгали имитировать самые различные стили.<BR> Это можно называть китчем, можно говорить, что поляки шли на поводу у публики. Но сейчас мы должны благодарить их, потому что хорошо представляем, какие вкусы были у россиян в прошлом. Я уверен, варшавские мастерские делали то, что очень хорошо продавалось -- товар с большой буквы. То, что не продавалось, они не стали бы делать", -- считает Сергей.