Руководители увлекаются слухами

Умело созданный и распространенный слух приводит к персональным изменениям

<BR><BR><B>Умело созданный и распространенный слух приводит к персональным изменениям</B><BR>Слухи считаются опасным инструментом управления. Грамотно запущенные и управляемые, они могут принести немалую пользу при руководстве коллективом.<BR><BR>Слухи -- неотъемлемая составляющая любой коммуникационной среды, любого общества. В курилках, за обедом, по дороге домой сотрудники меняются информацией, в том числе слухами, связанными с работой, и порой доверяют им больше, чем официальной информации, исходящей от вышестоящих руководителей. Слухи непроизвольно рождаются не только из-за недостатка информации, но и вполне преднамеренно, по воле руководителей.<BR><BR><B>Вопрос этики</B><BR>Руководители сами выбирают: создавать слухи или нет. Даже компании, занимающиеся организационным консультированием, по-разному оценивают этот инструмент управления.<BR>"Слухи -- это действительно эффективный инструмент, -- считает Борис Гамаюнов, генеральный директор консалтинговой компании "РКН". -- В компаниях они были и будут всегда, и бороться с ними бессмысленно. Предотвратить слухи не удастся. Если их пресекать, то они все равно будут передаваться подпольно. Лучше всего возглавить их распространение.<BR>Слухи основываются на обычных человеческих слабостях. Мотивы у распространителей могут быть разными: "я владею некоей информацией", "больше знаю", "приближен к источнику", "могу предвидеть, предсказать". Это обычные человеческие слабости, и плох тот руководитель, который на них не будет играть и не создавать слухи в нужное время".<BR>Если руководитель практикует создание слухов, чаще всего это происходит в моменты, когда компания готовится к изменениям или, наоборот, притормаживает в развитии.<BR>"Создание слухов -- одна из манипулятивных технологий, которая успешно применяется в политтехнологиях. Слухи оказывают невротизирующее действие независимо от того, какого они содержания -- положительного или отрицательного, -- уверена Марина Тарасенко, генеральный директор тренингово-консалтинговой компании "МОБИЛЕ". -- Мне известны компании, которые используют слухи в работе с персоналом, чаще инициатива их распускания исходит от руководителей. Они делают это из-за того, что не владеют цивилизованными технологиями. Слухи кажутся им простым и эффективным способом, чтобы воздействовать на персонал".<BR>Технология распространения слухов хорошо известна: руководитель конфиденциально сообщает одному из подчиненных определенную информацию, будучи в полной уверенности, что тот, выйдя за порог, сразу же передаст ее остальным.<BR><BR><B>Ограничение информации</B><BR>Андрей Серов, советник компании "Квартет", считает, что слухи приносят больше вреда, чем пользы. "Во-первых, факт наличия слухов в компании говорит о плохой работе пиар-службы и отдела персонала. Это означает, что информация в этой компании плохо проходит как по вертикали, так и по горизонтали.<BR>Позитивные слухи нет смысла создавать, гораздо проще и надежнее выдать информацию в открытом виде, например через корпоративные сайт или газету. Негативные слухи отрицательно влияют на атмосферу в коллективе и не могут мотивировать подчиненных. Если запустить слух о возможном сокращении штата в надежде на то, что подчиненные будут работать лучше, чтобы не попасть под сокращение, то он не сработает. Это лишь запугивание, создающее нервозную обстановку в коллективе, и оно может привести к тому, что сотрудник либо замкнется в себе, либо начнет искать другую работу", -- размышляет Андрей Серов.<BR>По мнению Бориса Гамаюнова, так называемые негативные последствия даже могут помочь организации в "естественном отборе" персонала: сильные выживают, слабые -- нет.<BR>"Опасности слухов слишком преувеличены. Человек, который замкнется и будет думать, что уже ничего не исправить, -- это плохой работник. Глубокие депрессанты компании не нужны -- так считает любой нормальный руководитель.<BR>Сейчас известная фраза Генри Форда: "Крупный бизнес слишком велик, чтобы быть человечным" -- в современных реалиях распространяется не только на крупный бизнес, но также на средний и малый", -- полагает Борис Гамаюнов.<BR><BR><B>Использование слухов -- трудоемкая работа</B><BR>Никита Даньшин, заместитель председателя правления ООО КБ "Финансовый капитал":<BR>"Если рассматривать слухи как неофициальную, неподтвержденную информацию, то я согласен с тем, что они -- эффективный управленческий инструмент. Иногда есть потребность в том, чтобы сведения исходили не от руководства, а от третьих лиц, от коллег по работе. Так, например, с помощью формирования и распространения слуха можно обратить внимание сотрудника на недочеты в его работе, сделать неофициальное предупреждение, стимулировать работу.<BR>В своей работе я не использую слухи, разве что при принятии решений я стараюсь быть внимательным к ситуации, сложившейся в коллективе, делать поправку на мнение персонала к тому или иному вопросу. Обилие негативных слухов должно сигнализировать руководству о том, что не все в порядке в организации, что необходимо предпринять определенные действия по разрешению проблемы, изменению сложившегося положения.<BR>Предмет слуха свидетельствует также об уровне контроля и демонстрирует политику организации. Хорошему руководителю следует быть в курсе всех процессов, происходящих в организации, и, предвосхищая слухи, предоставлять необходимую информацию или решать проблему.<BR>Все люди по-разному воспринимают ту или иную информацию. Также может возникнуть следующий опасный момент -- информация, исходящая от руководства или персонала, пройдя несколько уровней, может исказиться и прозвучать с точностью до наоборот.<BR>Таким образом, использование слухов в работе с персоналом позволяет достичь требуемого эффекта, ожидаемого руководством, но при постоянном отслеживании и, если потребуется, корректировке. Это трудоемкая работа, и даже если руководитель умышленно не распространяет слухи, он должен принимать их во внимание".<BR><BR><B>Слухи должны подтверждаться</B><BR>Сергей Мордовин, ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента:<BR>"Слухи -- это очень тонкий и сложный инструмент. По своему опыту управленческого консультирования я всего 1-2 раза встречался с тем, чтобы этот инструмент достигал своей цели. Инструмент очень эффективный, но и очень опасный. Я бы предостерег компании от его использования, потому что он может привести к абсолютно неожидаемому и противоположному результату.<BR>Могу привести пример. Одна петербургская компания недавно ввела бесплатное питание для своих сотрудников и объявила об этом. Одновременно с этим она поменяла систему оплаты (в лучшую сторону). Топ-менеджер формально оповестил трудящихся об этих изменениях и ожидал бурного восторга и повышения мотивации персонала. Но неформальный лидер организации (трудового коллектива) запустил слух, который вовремя не был опровергнут, о том, что на самом деле зарплату должны были повысить больше, а на деле повысили ненамного и как подачку дали бесплатное питание... В результате действия слуха коллектив был не мотивирован, а, наоборот, демотивирован.<BR>Чтобы использовать инструмент правильно, нужно либо привлекать знания, либо их носителей в лице специалистов в области организационного поведения.<BR>И, конечно, слухи должны подтверждаться, чтобы доверие подчиненных к ним не падало.<BR>Если рассматривать восточный подход в управлении, в рамках его распространен запуск какой-либо идеи в ряды персонала, которая создает хорошую базу для последующих шагов, для нормального восприятия изменений, например. Известно, что все мы сопротивляемся изменениям. В связи с этим можно запустить слух о том, что изменится что-либо и всем от этого будет хорошо. Такой слух работает очень хорошо, он готовит почву для будущих перемен, создает, если хотите, общественное мнение и снимает сопротивление непредвиденным вещам".