00:0017 ноября 200300:00
5просмотров
00:0017 ноября 2003
Поведение менеджера приближается к нормам жизни. Николай Незнанов, директор Санкт-Петербургского психоневрологического института имени В.М. Бехтерева, рассказал корреспонденту "ДП", как за последнее время изменилась психология менеджеров и врачей.
<B>Поведение менеджера приближается к нормам жизни</B><BR>Николай Незнанов, директор Санкт-Петербургского психоневрологического института имени В.М. Бехтерева, рассказал корреспонденту "ДП", как за последнее время изменилась психология менеджеров и врачей:<BR><BR>-- Если сфокусировать внимание на медицинских проблемах менеджеров, то они стали в некоторой степени иными. В прежние годы сверхнагрузки, приводившие к хроническому физическому и психоэмоциональному стрессу, компенсировались алкоголем или бесконтрольным приемом психотропных препаратов, что и в том и в другом случае заканчивалось формированием зависимости и профессиональной деградацией. Общение с этим кругом лиц дает мне основание полагать, что для них бизнес -- это увлекательная, азартная игра с реальным риском и опасностями, где деньги не цель, а средство, раскрывающее потенциал человека, возможность адекватно оценивать ситуацию и принимать решения. В их переживаниях и поведении мы наблюдаем ту же клиническую картину, что и при гемблинге: навязчивые мысли и сновидения, связанные с бизнесом, внутреннее напряжение, дискомфорт (своего рода ломка) при невозможности продолжать "игру", утрата контроля за ситуацией, невозможность коррекции поведения со стороны окружающих.<BR>Оставшиеся в результате "естественного отбора" менеджеры более рациональны. Их поведение приближается к европейским стандартам и нормам жизни. Но в том, что касается приема психотропных препаратов, если возникает необходимость, сохраняется консерватизм. Многие, страдая бессонницей, паническими атаками или депрессией, будут "заедать" их димедролом или "запивать" корвалолом, ссылаясь на советы друзей и родственников. Конечно, польза от такого "лечения" минимальна.<BR><BR>-- Иногда они направляются к экстрасенсам?<BR>-- Согласитесь: обращение к врачу -- это, как правило, проблемные ситуации со здоровьем, с которыми пациент не смог справиться самостоятельно. Далеко не всегда он выходит из врачебного кабинета окрыленным. Постановка диагноза и лечение требуют организационных и материальных затрат, а наши сограждане исповедуют расхожий принцип -- с минимальными вложениями получить максимальный эффект. Когда измотанный болезнью, отчаявшийся человек идет на сеанс к магу или колдуну, он не столько ищет пути решения проблем, связанных с недомоганием, сколько рассчитывает на чудо и защиту от будущих невзгод, ищет покровительства. И в этом плане "нетрадиционные" специалисты успешно конкурируют с официальной медициной, предлагая клиентам в "экзотической упаковке" обычные психотерапевтические приемы. Они не только сохраняют надежду на выздоровление, но и убеждают в "прекрасном завтра". Время социальных и экономических катаклизмов является благоприятной почвой для подобного рода манипулирований психикой человека.<BR><BR>-- Говорят, на Западе психотропные лекарства принимают вполне здоровые люди. В России такой необходимости нет?<BR>-- Не согласен, на Западе жесткий контроль и за фармацевтическим рынком, и за назначением лекарств. У здорового человека нет необходимости в приеме лекарственных средств, но при незначительных, по нашим меркам, приходящих психических расстройствах он может принимать препараты. Все зависит от степени декомпенсации психической деятельности. Иногда заболевание даже незаметно для окружающих, не дезадаптирует человека в социуме. В научной медицине это состояние определяется термином "предболезнь". Такие люди долгое время сохраняют социальный контроль, реализуют себя в бизнесе, творчестве.<BR><BR>-- В современных условиях пришлось измениться и врачам, научиться самим зарабатывать деньги?<BR>-- Да, психология врачей меняется. Они не только учатся зарабатывать, но и зарабатывают деньги. Причем "недофинансирование" -- не самый важный фактор. Важнее стремление иметь финансовую независимость, возможность самостоятельно расходовать средства, иметь более высокий уровень жизни и свободы.<BR><BR>-- Происходят ли в связи с этим изменения в институте?<BR>-- Да, конечно. Совместно с лабораторией менеджмента и маркетинга формируется более эффективная модель управления институтом, устраняются дублирующие структуры, внедряются формы контроля за расходованием средств.
<BR>Наше конкурентное преимущество -- имя института, стабильный авторитет наших специалистов. В институте достаточно высокий уровень технической оснащенности аппаратурой для обследования больных -- это и рентген, и ультразвуковое исследование, электроэнцефалография, магнитно-резонансная томография. Отдел маркетинга стратегически определяет, что институт может поставлять на рынок медицинских услуг, что востребовано рынком. Наши амбиции распространяются на Северо-Запад. У института есть на то основания: это единственное научное учреждение подобного рода. Уникальность в том, что это психоневрологический институт. В нем представлены все психолого-психиатрические направления: психиатрия, наркология, психотерапия, нейрология, нейрохирургия, эпилептология, психология и в нем могут получить квалифицированное лечение все возрастные группы. Институт является центром ВОЗ. Уникальный опыт наших специалистов сегодня востребован.<BR>