Спрос на нефть и нефтепродукты...

Спрос на нефть и нефтепродукты за пределами России поднимает цены внутри нее

<BR><BR><B>Спрос на нефть и нефтепродукты за пределами России поднимает цены внутри нее</B><BR>Повышение внутренних цен на бензин до европейского уровня откладывается.<BR><B>Но не надолго</B><BR>Стабильность российского топливного рынка нарушилась.<BR><BR>С начала августа поднялись оптовые цены на бензин, а спустя 2-3 недели и розничные резво пошли вверх.<BR>К началу октября в рознице топливо подорожало в среднем по России на 8% по сравнению с декабрем 2002 г. Но отметки 17 рублей за литр, как предсказывали некоторые аналитики еще весной, не достигло.<BR>Осеннее повышение не стало неожиданностью и не ввергло в шок операторов топливного рынка. Оно происходит уже не первый год. Даже потребители отреагировали на него спокойно. Они не бросились делать запасы топлива в канистрах. Привыкли к сезонным скачкам цен.<BR>Обычно либо весной, либо осенью, а может, и 2 раза в год на внутреннем рынке образуется дефицит и поднимаются цены. Нехватка ресурсов вызвана ростом экспорта нефти и нефтепродуктов.<BR>В связи с этим цена сырой нефти на внутреннем рынке уже в августе уверенно пошла вверх. Это заставило производителей топлива повышать отпускные цены. В это же время внутреннее потребление топлива достигает наивысшей точки (см. график).<BR>Все бы ничего, но сезонный рост цен в этом году сопровождался кратковременным дефицитом. Он возник из-за того, что многие нефтеперерабатывающие заводы в России затеяли реконструкцию производственных мощностей.<BR><BR><B>Бензин кончился</B><BR>Петербургские АЗС не были готовы к такому повороту событий. И по этой причине в сентябре на некоторых заправках города отсутствовал 92-й, 95-й, 96-й бензин. Заправщикам не хватило запасов топлива, чтобы обеспечить бесперебойную продажу.<BR>Каждая компания имеет собственный склад, который может обеспечивать АЗС ресурсами при возникновении кратковременного дефицита. Но любая компания, а автозаправщики не исключение, стремится свести к минимуму объемы запасов. И этим минимизировать расходы на хранение. Так, петербургским заправщикам запаса топлива хватает в среднем на 2 недели.<BR>Однако такая политика входит в противоречие с общей тенденцией рынка -- ростом спроса. По данным Петербургкомстата, в первом полугодии 2003 г. продажа бензина в розницу по Петербургу в денежном выражении выросла на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Цены на бензин в первые 6 месяцев этого года выросли всего на 5,6% по сравнению с декабрем 2002 г.<BR><BR><B>Тренд сохраняется</B><BR>В ближайшие 2 месяца цены на топливо если не снизятся, то, по крайней мере, не будут расти, уверяют аналитики рынка. Это связано с сокращением экспорта. Начиная с октября экспорт нефти и продуктов ее переработки уверенно идет на спад и к концу года достигнет минимума. Аналогично поведет себя и внутренний спрос на бензин.<BR>Все вернется на круги своя весной, когда европейцы начнут пополнять истощенные за зиму запасы нефти, мазута, дизельного топлива. Вместе с этим начнет расти внутренний спрос на горючее.<BR>В это время рост цен на топливо внутри России возобновится. Конечно, повышение не бесконечно. Пока верхнюю границу аналитики рынка определили в 1 евро. Столько стоит бензин в Европе. "Есть опасения, что при вступлении России в ВТО внутренние цены достигнут европейского уровня", -- полагает Олег Ашихмин, вице-президент Российского топливного союза, председатель НК "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга".<BR>Именно из-за тарифов на энергоресурсы, в частности на бензин, переговоры России с ЕС о вступлении в ВТО в начале октября текущего года зашли в тупик. ЕС требует от России уравнять внутренние и внешние цены на энергоресурсы. Уравнять их в одночасье Россия не может. Иначе российская экономика обвалится. Ибо только за счет дешевых энергоресурсов товары российской промышленности конкурентоспособны на внешнем рынке. Президент России Владимир Путин всех успокоил, сказав, что Россия готова договариваться с ЕС о выравнивании тарифов, но не в рамках вступления в ВТО. То есть не сейчас.