00:0021 октября 200300:00
71просмотров
00:0021 октября 2003
Стена клуба, трансформаторная будка и центр автосервиса. Найти между этими словами что-то общее довольно сложно.
Стена клуба, трансформаторная будка и центр автосервиса. Найти между этими словами что-то общее довольно сложно.<BR><BR>Оказывается, все вышеперечисленные объекты не только служат своим владельцам, но и приносят доход любителям их разрисовать. Имя им -- райтеры. А то, что они делают, называется граффити.<BR>Это только неискушенному наблюдателю кажется, что рисуют на стенах лишь те, о которых хочется сказать "малюют". Профессиональные художники граффити сильно отличаются от любителей вывести маркером что-нибудь напоминающее о себе другим. Подходят они к своему занятию, как к искусству. Поэтому рисовать в исторической части города для них -- табу. Рисовать плохо -- ничуть не меньший запрет. Причина самая что ни на есть прагматичная -- райтеры своими работами зарабатывают на жизнь. В Петербурге "граффитничает" за деньги около 10 райтеров из четырех команд. Теоретически один профессиональный граффитчик в месяц может изменить своим искусством около 100 м2 стены. Если учесть, что каждый квадратный метр их работы стоит $20-50, то возможный месячный доход художника граффити составит около $3 тыс.<BR><BR><B>От хобби до бизнеса</B><BR>По мнению петербургских райтеров, граффити как бизнес в Петербурге только начинает зарождаться. "В городе граффити как явление возникло лет 10 назад. Коммерческое направление появилось от силы года 4 назад. Наверное, в ближайшее время разукрашивать будут не только разного рода заведения, но и в рекламных щитах будет использоваться граффити", -- считает райтер NAC, в миру Виталий Битиев. Среди художников граффити принято использовать английские слова. Зачастую -- это ничего не значащая аббревиатура. Если смысл в имени и есть, о нем мало кто из райтеров расскажет.<BR>Если граффити и учатся, то только друг у друга. Чаще всего -- на собственном опыте и ошибках. Большинство граффитчиков по совместительству дизайнеры, оттого и именуют себя ими чаще, чем райтерами. Обычно для работы они надевают непритязательную одежду, перчатки и респираторы. Вместо кистей и тюбиков с краской -- баллоны или, как говорят сами художники, "спреи". Вместо холста -- стена. Раньше райтеры использовали автомобильную краску, чуть более года назад в продаже появилась специальная краска для граффити, которой не страшны ни дождь, ни снег.<BR>Самые креативные часы у граффитчиков -- раннее утро и поздний вечер. Говорят, что в это время суток подсознание превалирует над сознанием, благодаря чему и возникают интересные образы.<BR><BR><B>От трамвая до роддома</B><BR>Молодые граффитчики зачастую начинают свое творчество в экстремальных местах. К ним райтеры относят вагоны трамваев, троллейбусов, метро. На них, помимо своего творения, художники оставляют и автограф. Цель -- "засветиться", стать узнаваемым. На смену опасным "точкам" приходят хорошо просматриваемые потенциальными клиентами места, например эстакада под Большеохтинским мостом. Таким способом они находят заказы. "Людям свойственно положительно относиться к красоте, поэтому очень часто бывает, что когда ты рисуешь на стене, к тебе подходят и просят нарисовать для них. Заказывают рисунки владельцы кафе, баров. Зачастую я сам решаю, что и как рисовать, потому что заказчик не очень-то понимает, что ему хочется, для него главное, чтобы было красиво и чтобы это нравилось посетителям его заведения. Часто просят владельцы автосервисов украсить им стену рисунком авто. В моей практике был случай, когда заказали оформить стену в дородовом отделении 1-го Медицинского института. Главный акушер-гинеколог сначала долго объяснял, что женщины перед родами очень ранимые, тревожные. Поэтому и были выбраны соответствующие цвета и "положительные" картинки: всевозможные пейзажи в зеленых, голубых тонах", -- рассказывает NАC.<BR>"Лидирующее место среди российских городов по коммерческому граффити занимает Москва. Если в Петербурге в год райтеры в общей своей массе получают не больше 100 заказов на работу, а это только приблизительно 10% от всех работ, выполняемых ими, то Москва этот объем "берет" в месяц. Но и у нас ситуация улучшается. Самый яркий тому пример -- административные структуры города становятся нашими клиентами.<BR>Так, в Колпино мы разрисовывали стену на стадионе. Это был заказ от администрации города, и, что удивительно, пока мы рисовали традиционно нашу морскую тематику, нас охраняли милиционеры и даже яблоками угощали", -- вспоминает Леонид Фролов, он же райтер ASE.