Региональная модель ждет освобождения рынка

Запуск свободного рынка электричества 1 октября не состоялся. Министерство экономического развития лишь внесло в правительство проект правил работы рынка.

<BR><BR>Запуск свободного рынка электричества 1 октября не состоялся. Министерство экономического развития лишь внесло в правительство проект правил работы рынка.<BR><BR>По самым оптимистичным прогнозам, механизмы свободного рынка начнут действовать только к 1 ноября 2003 г. Однако пакета документов для работы на рынке пока нет ни у одного из его потенциальных участников, что может отсрочить старт еще на неопределенное время.<BR>Региональные энергетические структуры подготовили модель регионального рынка электрической энергии, некоторые составляющие которой уже осуществляются на практике. Однако для полной реализации необходимо наличие конкурентного рынка.<BR>Яков Полещук, директор по маркетингу ЗАО "Энерговыбор", считает, что модель позволит учесть интересы и потребителей, и энергоснабжающих организаций: "Потребитель сможет оптимизировать стоимость покупной электроэнергии и мощности. Кроме того, оплата фактической стоимости потребленной электроэнергии и мощности будет производиться без перекрестного субсидирования. Потребитель может прогнозировать цены на электроэнергию в планируемый период.<BR>Энергоснабжающие организации могут рассчитывать на прогнозируемость доходов, гарантии оплаты поставок электроэнергии и оплату фактической стоимости поставок электроэнергии с учетом рентабельности, обеспечивающей развитие предприятий электроэнергетики.<BR>Если работает региональная модель рынка, то все финансы остаются в пределах региона и сохраняется его оптимальный энергетический баланс.<BR>Некоммерческое партнерство "Администратор Торговой Системы" (НП "АТС") в рамках его полномочий, определенных законодательством РФ, предлагает модель рынка для всей России, однако, несмотря на ряд достоинств, недостатком данной модели для Петербурга и Ленинградской области является то, что рыночные отношения ограничены спотовым рынком (почасовые торги). Также присутствуют ограничения по величине присоединенной мощности и дискретности покупки. Есть сложности в прогнозировании собственной нагрузки на каждый час суток. Также в модели не предусмотрены системы хеджирования рисков через различные энергетические инструменты (фьючерс, опцион).<BR>Достоинства предлагаемой нами модели регионального рынка электрической энергии в том, что, во-первых, у потребителя появляется возможность приобретения электроэнергии (от 1 часа до 1 месяца) в секторе свободной торговли по рыночным ценам.<BR>Во-вторых, в данном случае налицо менее высокие ограничения по допуску потребителей на конкурентный рынок (по сравнению с НП "АТС"), то есть отсутствие ограничений по присоединенной мощности, дискретность покупки или продажи электроэнергии через торговую площадку.<BR>В-третьих, рыночные отношения "покупатель-продавец" не ограничиваются спотовым рынком (почасовым рынком на сутки вперед), а предлагается свободная торговля сверхплановыми объемами поставки электроэнергии в течение расчетного периода.<BR>В-четвертых, потребитель имеет возможность планирования расходов на оплату собственного потребления электрической энергии через приобретение контрактов с периодом поставки.<BR>Предлагаемая модель регионального рынка имеет и ряд недостатков. Во-первых, это высокие риски, связанные с колебаниями цен на электрическую энергию. Во-вторых, сложность прогнозирования потребителем значений собственного энергопотребления на каждый час суток, сутки, неделю, месяц".<BR><BR><B>Функции компании</B><BR><B>по сбыту (покупке/продаже) электроэнергии</B><BR><B>в секторе свободной торговли</B><BR>* Продажа/покупка электроэнергии на розничном рынке на расчетный период (месяц) или на другой период (неделя, сутки, час) по договорным объемам и графику поставки по договорным ценам.<BR><BR>* Предоставление услуг по покупке/реализации электроэнергии на оптовом рынке.<BR><BR>* Продажа/покупка отклонений от плановых (договорных) поставок электроэнергии.<BR><BR>* Мониторинг потребления заказчика договорных объемов и графика поставки.<BR><BR><B>Комментарии</B><BR>Лев Осика, заместитель генерального директора ЗАО "Центр договоров и расчетов ФОРЭМ":<BR><BR>"Можно приветствовать сам факт того, что в российских регионах появляется интерес к реформированию энергетики и создаются модели региональных рынков. Все это находится в рамках ФЗ "Об электроэнергетике", принятого 1 апреля 2003 г.<BR>Я знаю, что подобные модели также разрабатываются и в других регионах, например в Пермской области. И это правильно, так как свободный рынок электроэнергии, который в ближайшее время будет все-таки запущен, не решит всех проблем регионов. Реформирование электроэнергетики в регионах будет идти по своему пути, учитывая местные особенности.<BR>Рынок Петербурга и Ленинградской области представляет собой некое отражение на регион большого конкурентного рынка, принцип работы которого и соответствующие документы уже известны большинству специалистов.<BR>Региональная модель, так же как и федеральная, предполагает наличие органа администрирования торговой системы, проведение торгов, организацию и сохранение регулируемого сектора. <BR>Таким образом, предполагаемый проект имеет свои особенности, но одновременно он вписывается в существующую российскую систему. Модель согласуется с конкурентным сектором оптового рынка электроэнергии, но одновременно учитывает региональные особенности.<BR>Например, это наличие контрактной системы, которая подразумевает гибкость проведения торгов, также в модели заложено хеджирование рисков, эффективное для Петербурга и Ленинградской области.<BR>Мне кажется, что в случае немедленного запуска свободного рынка петербургская модель покажет свою жизнеспособность. Я считаю, что региональный рынок может работать в конкурентном режиме даже в случае отсутствия свободного всероссийского рынка. Если бы можно было вернуться на несколько лет назад, когда готовились документы по свободному рынку электроэнергии для России в целом, то следовало предусмотреть первичное опробование именно на региональных рынках. Обкатать механизмы торгов, биржу, фьючерсные и форвардные контракты и уже тогда запускать большой рынок. В этом случае мы бы значительно снизили риски, кроме того, многие специалисты чувствовали бы себя увереннее.<BR>Однако предлагаемая модель не лишена недостатков. Мне кажется, что в ней недостаточно прописан сектор взаимных договоров между покупателем и продавцом на региональном рынке. Этот сектор, как показывает опыт Казахстана, является наименее рисковым.<BR>Также в модели нечетко определена роль того, кто будет администрировать систему. Там лишь упомянуто об этом, однако этот момент хотелось бы рассмотреть более подробно.<BR>Кстати, до сих пор на уровне федерального закона не решен вопрос о сбытовых компаниях, их роль в законе не прописана. Было бы очень хорошо, если бы в Петербурге и Ленинградской области был сделан хотя бы первый шаг в определении принципов работы сбытовых компаний".<BR><BR><B>Юрий</B><BR>Малахов, генеральный директор ООО "Оператор коммерческого учета":<BR><BR><BR>"Я считаю, что данная модель предлагает конкретные шаги в конкретной ситуации. Специалисты во многих регионах в связи с реформированием электроэнергетики не имеют надлежащего впечатления о том, как действовать дальше.<BR>Мне кажется, что кроме всего прочего в случае реализации модели удастся консолидировать некрупных потребителей электроэнергии и совместно вывести их на региональный рынок. Оказалось, что до этого предложения такой способ не был очевиден.<BR>До сих пор небольшие предприятия слабо представляют себе, что им делать в случае выхода на рынок. Предлагаемая модель позволит предприятию лучше ориентироваться на рынке. Я считаю, что сегодня основным сдерживающим фактором развития регионального рынка является всеобщая неопределенность в запуске свободного рынка. И даже если свободный рынок заработает, то возникнут проблемы другого плана, например, далеко не все предприятия оснащены АСКУЭ. Если конкурентный рынок начнет действовать, то понадобится еще года два для того, чтобы оптимизировать работу его участников".<BR>